Лечение ишемической болезни сердца

Главная страница » О клинике » Статьи » Статьи про кардиологию » Лечение ишемической болезни сердца
Лечение ишемической болезни сердца

Ишемическая болезнь сердца – серьезная проблема современности: по статистике в нашей стране свыше семисот тысяч людей ежегодно умирает от ИБС. Вовремя начать лечение данного отклонения, значит, сохранить себе жизнь или не стать инвалидом в будущем.

Патогенез ИБС - разбалансировка двух основных факторов:

• потребность сердца в крови;
  • непосредственным коронарным кровотоком.

Дисбаланс формируется на фоне возрастающей потребности миокарда в кровоснабжении, но по различным причинам наступает его нехватка. Этот недостаток приводит к гипоксии тканей сердца, что и вызывает разные формы и степени ИБС.

Постоянный дефицит поступающей крови вызывает полное прекращение ее поступления в некоторые отделы сердца и, следовательно, развиваются органические или функциональные изменения.

Если игнорировать ишемию, то она может привести к серьезным отклонениям и даже инвалидности. В особо тяжелых случаях патология является причиной внезапной смерти. Причем, внешне человек может выглядеть абсолютно здоровым. Именно поэтому кардиологи всего мира рекомендуют проходить профилактику и следить за состоянием своего сердца.

Многие легкомысленно относятся к первым проявлениям ИБС, кто-то даже предпочитает посоветовать обратиться к народным методам борьбы, снимая симптомы в домашних условиях. Однако, подобные действия приводят только к ухудшению состояния и прогрессированию недуга.

Лечение ишемии сердца требует серьезного подхода, медикаментозной терапии и наблюдения у квалифицированного врача. В многофункциональной клинике «Rossimed» в Невском районе ведут прием опытные кардиологи. В их распоряжении оборудование, позволяющие применять современные методы диагностики.

Отзывы наших пациентов подтверждают: лечить ИБС в центре «Rossimed» эффективно, но без лишних переживаний, стояния в очередях и прочих «прелестях».

Факторов, влияющих на развитие болезни, несколько:

• гипертония: уровень систолического давления в 140 мм рт. ст. и выше является толчком для начала ишемии;
  • атеросклероз;
  • тромбоз в одном из питающих сердце сосуде;
  • спазм, обусловленный сбоем нервной регуляции;
  • неправильный обмен веществ;
  • при расширении артерий должным образом не срабатывают необходимые механизмы;
  • показатели липидов в крови выше нормы: эти вещества челочек в основном получает из продуктов животного происхождения, особенно, из жирной пищи. Чтобы привести в норму показатели холестерина стоит придерживаться простой диеты и следить за своим питанием. Например, ограничить потребление мыса, перейти на постные сорта: курица, индейка. Добавить в рацион больше свежих фруктов и овощей;
  • сидящий образ жизни;
  • избыточный вес: при ожирении нагрузка на сердце всегда сильно возрастает;
  • сахарный диабет: ИБС диагностируют практически у всех, страдающих этим заболеванием дольше десяти лет;
  • табакокурение способствует спазму сосудов и сужение просветов внутри артерий, что обуславливает кислородное голодание из-за низкого кровообращения. Кроме того, никотин губительно влияет на нервные окончания, заставляя надпочечники работать интенсивнее и активно синтезировать гормоны. Вследствие чего нарушается сердечный ритм;
  • алкоголизм;
  • хронический стресс (при нем поднимается артериальное давление);
  • чрезмерные физические упражнения, таскание тяжестей;
  • образование тромбов.

В группе риска лица, которые не в состоянии повлиять на обстоятельства, способствующие развитию ИБС:

1. Мужчины: сильный пол ишемия поражает значительно чаще, когда речь идет о среднем возрасте. Дело в том, что в женском организме значительно выше уровень эстрогена. Он, в свою очередь, препятствует отложению холестерина и образованию бляшек на стенках сосудов. Но, после наступления климакса, синтез полового гормона существенно замедляется.
  2. Генетическая предрасположенность: когда в семье зафиксированы случаи ишемии, то шансы развития болезни у ближайших родственников крайне велик.
  3. Преклонный возраст: для мужчин – это 65 лет, для женщин – 55. Именно начиная с этого момента, идет резкий скачок заболеваемости ИБС.
  4. Многолетний прием гормональных контрацептивов: из-за препаратов возрастает вероятность развития тромбозов.

Относительно формы ишемия выражается по-разному:

• острый инфаркт миокарда: одышка, которая нарастает, обморок. Боли в грудной клетке, отдающие внизу живота и левой руке. Сердечная недостаточность, сбои в функциях пищеварительной системы. Кожа на руках и ногах, в районе носогубного треугольника синеет;
  • стабильная стенокардия: носит приступообразный характер, проявляется резкой и сильной болью в области сердца. Парокриз начинается из-за нервных или физических нагрузок и продолжается до четверти часа и хорошо снимается таблетками;
  • нестабильная стенокардия: криз длится дольше пятнадцати минут. Признаки: одышка, неприятные ощущения в районе груди;
  • кардиосклероз: появляются отеки: сначала в конце дня, потом образуются постоянно. Смешанная одышка, аритмия.

Важно уточнить: развитие ИБС у женщин идет по-другому. И проявляется болезнь у слабого пола не так, поэтому, чтобы не допустить запущенного состояния, дамы должны знать, когда надо обратиться к кардиологу.

Симптомы инфаркта у женщин:

• головокружение;
  • цефалгия, боль иррадирует в шею, плечо и спину;
  • чувство давления в груди;
  • затрудненное дыхание;
  • тошнота, ощущение переполненности в желудке;
  • хроническая усталость;
  • изжога;
  • кашель;
  • учащенное сердцебиение;
  • снижение аппетита.

Проблемой развития ишемии занимаются исключительно кардиологи. При проведении опроса доктор узнает все жалобы пациента, чтобы установить признаки, присущие ИБС. Опытный медик даже в течение осмотра может определить ишемию по:

• отекам;
  • кожным покровам, которые синеют из-за недостатка кислорода;
  • шумам в сердце;
  • сбоям в сердцебиении.

Данные наблюдения устанавливаются при объективном методе исследования. На этом этапе специалист ставит предварительный диагноз. Для его подтверждения требуются инструментальные способы проверки:

1. Лабораторные исследования: у пациента берут кровь на определение уровня общего холестерина, липопротеиодов, показатели глюкозы и неспецифических маркеров цитолиза. Проверяются специфические ферменты: креатинфосфокиназы, аминотрансфреразы, миоглобин.
  2. Электрокардиография – основной метод диагностирования всех сердечных недугов, в том числе и ишемии. ЭКГ позволяет зафиксировать активность сердца безопасным и относительно простым способом. Процедура занимает не более 10 минут и не требует подготовки.
  3. Эхокардиография – УЗИ сердца: визуализирует орган, его стенки, структуру, клапаны и отделы. Ультразвук позволяет увидеть сократимость миокарда, шумы, на нем заметны изменения и перебои в режиме реального времени.
  4. Стресс ЭхоКГ: УЗИ диагностика вместе с физическими упражнениями. Таким образом регистрируется ишемия.
  5. Нагрузочные тесты разного характера: ходьба или бег на дорожке, велотренажер совместно с датчиками ЭКГ.
  6. Суточное мониторирование ЭКГ: снятие показания в течение 24 часов. Для изучения требуется холтеровский монитор. Аппарат крепится на плече или поясе больного. Человек при этом заполняет дневник наблюдений, где лично отмечает все события. Полученные данные заносятся в комьютер, где обрабатываются: таким образом выявляются особые условия, при которых ишемия проявляется заметнее.
  7. Чрезпищеводная электрокардиография: в пищевод опускается датчик, который фиксирует работу сердца напрямую, без помех от кожных покровов и грудной клетки.

Лечение

1. Бета-адреноблокаторы: самые распространенные средства в терапии ишемии. Замедляют сердцебиение, и органу требуется меньше крови (весьма актуально при сужении коронарных артерий). В списке лекарств значатся: Лабетолол, Вискен, Пропранолол.
  2. Статины: регулируют баланс жиров в крови (доказали свою эффективность в борьбе с «плохим» холестерином): Симвастатин, Ловастатин.
  3. Нитраты: снимают напряжение в сосудистых мышцах, чтобы увеличить просвет и таким образом повысить количество поступаемой крови: Динисорб, Изоткет. Их применение целесообразно только в момент приступа.
  4. Антикоагулянты: назначаются, когда имеется угроза формирования тромбов, чтобы понизить вязкость крови.
  5. Диуретики: способствуют снижению артериального давления для устранения угрозы нового инфаркта. Главное – не увлекаться, чтобы не спровоцировать осложнения.

В лечении ишемической болезни сердца лекарственные средства играют важную роль, но одних их недостаточно: важно кардинально поменять отношение к жизни, привычки. Заменить интенсивные физические нагрузки на более щадящие, нормализовать режим сна и бодрствования, хорошо и сбалансировано питаться. При комплексном подходе, постоянном наблюдение у опытного врача положительный результат почти гарантирован.

К чему же приводит ишемия? Человеческий организм устроен таким образом, что даже в ситуации, когда питающий сердце сосуд «работает наполовину», то есть его просвет в два раза уже требуемого, клинические проявления могут практически отсутствовать. Боли в области груди малой интенсивности в момент физического перенапряжения, как правило, стихают, а в спокойном состоянии не ощущаются. О том, что требуется лечиться, мало, кто задумывается.

Не явно выраженная симптоматика, поздняя диагностика приводят к прогрессированию ишемии, когда начинается острая форма патологии:

• сердечная недостаточность, перешедшая в хроническую стадию;
  • стенокардия;
  • аритмия;