Учащенное сердцебиение

В клинике «Россимед» ведет прием опытный врач-кардиолог. Мы используем современные методы диагностики и эффективные способы лечения сердечных заболеваний.

Тахикардия не является отдельным заболеванием, а выступает следствием патологий в работе иных систем организма. Это вид аритмии, при котором частота пульса увеличивается до 90 ударов и больше.

Учащенное сердцебиение не всегда является симптомом какого-либо заболевания. У здоровых людей причиной тахикардии может стать повышенное нервное или физическое напряжение. Причем ее возникновение способны спровоцировать как отрицательные, так и положительные эмоциональные переживания. Учащение сердечных сокращений провоцирует выброс адреналина.

Незначительная физическая активность, например, быстрая ходьба, пробежка, подъем по лестнице, а также длительные силовые спортивные тренировки. Такое состояние считается нормальным и не требует лечения. Устранение внешних факторов приводит к восстановлению привычного ритма. Однако медики выделяют и патологическую тахикардию, которую вызывают сердечно-сосудистые, эндокринные и иные заболевания. В этом случае помимо учащенного сердцебиения у пациентов наблюдаются и ряд сопутствующих симптомов:

• Нехватка воздуха.
  • Головокружение.
  • Беспокойство, тревожность.
  • Обморочные состояния.
  • Ощутимая в области шеи пульсация сосудов.

Необходимо отметить, что у ребенка до 7 лет пульс постоянно более частый, чем у взрослого, и достигает до 120 уд/мин, что считается нормой.

У подростков тахикардия является следствием быстрого роста сердца и несоответствия его размеров сформированной сосудистой системе.

У пожилых людей учащение пульса может наблюдаться как на фоне физических нагрузок, так и в состоянии покоя. Это связано с возрастными изменениями, заболеваниями сердца, эндокринной системы, повышенным давлением в результате изменения структуры кровеносных сосудов.

Классификация тахикардии

В зависимости от причин, вызывающих учащение сердечных сокращений, разделяют физиологическую форму патологии, которая является адекватной реакцией организма на воздействие внешних факторов. К ним следует отнести:

• Физические нагрузки.
  • Чрезмерное эмоциональное перенапряжение.
  • Прием тонизирующих средств и некоторых медикаментов, например, кортикостероидных препаратов, адреналина, кофеина, атропина.

Кроме того, учащение сокращения сердечной мышцы могут спровоцировать неблагоприятные климатические условия, например, сильная жара, высокий уровень влажности.
Патологическая тахикардия является последствием различных заболеваний сердца и сосудов, сбоев в работе эндокринной и вегетативной системы и может развиться по причине:

• Обезвоживания организма.
  • В результате сильной кровопотери.
  • На фоне высокой температуры, вызванной инфекционными и вирусными заболеваниями.

Кроме того, учащенное сердцебиение отмечается у больных с анемией, гипертиреозом, опухолью надпочечников, неврозами и психозами. Однако частыми причинами патологической тахикардии выступают:

• Сердечная недостаточность.
  • Инфаркт миокарда.
  • Ишемическая болезнь сердца.
  • Врожденные или приобретенные пороки.

И другие патологии органа.

В норме электрический импульс, побуждающий сердечную мышцу к сокращению, зарождается в синоатриальном узле. При нарушении этого процесса возникает синусовая тахикардия. Число сердечных сокращений может составлять от 120 до 220 ударов. Наблюдается у пациентов, перенесших инфаркт, страдающих стенокардией, ишемией и другими заболевания ССС.

Кроме постоянного учащенного сердцебиения, человек отмечает тяжесть и боль за грудиной, головокружение, одышку, нарушается ночной сон, снижается аппетит, падает настроение. Из-за нарушения кровоснабжения органов и отсутствия достаточного количества поступающего кислорода у некоторых пациентов наблюдаются обмороки, похолодание конечностей, судороги.

Если импульс, возбуждающий сокращение миокарда, формируется вне синусового узла, то речь идет об эктопической тахикардии. Различают несколько видов этой патологии в зависимости от места формирования электрической активности. При желудочковой тахикардии помимо учащенного пульса, число ударов которого достигает 220 в минуту, наблюдается:

• Чувство сдавливания в области сердца.
  • Головокружение.
  • Потеря сознания.

Реже встречается предсердная тахикардия. Патологическое состояние проявляется временами и может продолжаться от нескольких суток до месяцев. Протекает без выраженных симптомов, которые у пожилых пациентов могут оставаться незамеченными.

Часто встречающейся формой патологии является артивентикулярная тахикардия. Характерными признаками являются:

• Внезапное начало приступа с длительностью от нескольких минут до суток.
  • Падение артериального давления.
  • Ощущение пульсации в сосудах шеи.
  • Удушье.
  • Расстройство сознания.

Эта форма тахикардии чаще наблюдается у лиц женского пола.

Увеличение сердечных сокращений способны вызвать различные ситуации:

• Сильное эмоциональное потрясение.
  • Затяжные депрессии.
  • Чрезмерные физические нагрузки.
  • Недостаток сна. Частые просыпания по ночам.
  • Отравления.
  • Инфекционные болезни.
  • Анемия, вызванная кровопотерей.
  • Дефицит кальция и магния в организме.
  • Повышение уровня гормонов, вырабатываемых щитовидной железой.
  • Наличие опухоли на надпочечниках.
  • Гипоксия.
  • Высокая температура.
  • Негативные факторы окружающей среды – жара, духота, высокий уровень влажности воздуха.

Частыми причинами тахикардии становятся различные патологии сердца.
Чтобы избежать развития приступа, нужно знать, почему стало часто биться сердце. Это позволит исключить провоцирующие факторы. Например:

• Отказаться от применения крепкого чая, кофе, стимулирующих напитков.
  • Наладить сон, который составляет не менее 8 часов.
  • Отказаться от курения и алкоголя.
  • Еда должна быть легкой, преимущественно состоять из овощей и фруктов. Питаться нужно 5 раз небольшими порциями.
  • По утрам рекомендуется делать зарядку, без силовых упражнений.
  • Избегать стрессовых ситуаций.
  • Рекомендуется пить отвары, приготовленные из трав, обладающих успокаивающим действием. К ним относятся пустырник, боярышник, валериана, мята.

Кроме того, профилактика включает своевременное лечение первичного недуга, который стал причиной частых сердечных сокращений. При этом, необходимо помнить, что причиной учащенного сердцебиения могут быть серьезные заболевания, поэтому, чтобы избежать осложнений обязательно запишитесь на прием к кардиологу.

Основным признаком тахикардии является увеличение пульса до 90 уд/мин.
Однако при учащенном сердцебиении отмечаются и другие симптомы:

• Кружится голова.
  • Перед глазами появляются темные круги. Особенно при резкой смене положения тела.
  • В ушах слышится посторонний шум.
  • Немеют конечности.
  • Холодеют пальцы рук и ног.
  • Падает давление.
  • Наблюдается потеря сознания и обмороки.
  • Боли в области сердца.
  • Внезапная слабость.
  • Одышка.

Кроме того, пациенты отмечают снижение работоспособности, быструю утомляемость при минимальных физических и умственных нагрузках. У них снижается аппетит и нарушается сон. У беременных женщин наряду с учащенным пульсом наблюдается быстрая утомляемость, частые обмороки, повышенная тревожность, тошнота, приступы рвоты, боли в грудной клетке. Обычно после родов эти признаки исчезают. Однако игнорировать тревожные симптомы нельзя. Поэтому в процессе вынашивания плода, женщины находятся под постоянным наблюдением кардиолога.

У детей тахикардия сопровождается слабостью, отсутствием привычной активности, побледнением кожных покровов, болями в груди, тошнотой, головокружениями, одышкой. Дети, у которых наблюдается тахикардия, отличаются беспокойным, пугливым и капризным характером. При незначительной физической нагрузке у них синеет кожа, вены пульсируют, появляется сильная одышка.

Поскольку при тахикардии сердце работает в усиленном режиме, то мышца быстро изнашивается. Кроме того, нарушается кровоснабжение органов, что приводит к кислородному голоданию. Особенно опасными последствиями являются инфаркт, ишемия, сердечная недостаточность.
Поэтому при наличии характерных признаков тахикардии, не следует оттягивать посещение кардиолога.

Врач начинает прием с подробного сбора анамнеза. Затем приступает к осмотру пациента. Измеряет давление, прослушивает сердце.
Однако для постановки диагноза необходимо пройти ряд обследований. Они включают:

• Лабораторные анализы крови позволяют установить уровень содержания гормонов, вырабатываемых щитовидной железой.
  • УЗИ сердца (ЭХО ГК) - осуществляется с целью оценки состояния структуры органа, выявления патологий и аномалий развития.
  • Важным методом обследования является ЭГК и суточный мониторинг по Холтеру.

Иногда для получения более подробной информации назначается эхокардиография и МРТ сердца.

• Консультации
Прием (осмотр, консультация) врача-кардиолога первичный 1500