Экзема

В клинике «Россимед» ведет прием опытный врач-дерматолог. Мы используем современные методы диагностики и эффективные способы лечения кожных заболеваний.

По данным статистики, причиной большинства заболеваний в дерматологии вызвано аллергическими реакциями. Исключением не является и такая малоизученная патология, как экзема. Она имеет множество разновидностей и составляет от 35 до 40% всех обращений к дерматологам.

На сегодняшний день точных данных о патогенезе и этиологии рассматриваемого заболевания нет. Однако установлено, что на формирование воспалительного процесса, которым обусловлена экзема, оказывают влияние множественные внутренние и внешние факторы.

Что такое экзема?

Рассматриваемое заболевание получило свое название от греческого слова eczeo, которое переводить, как «вскипать», поскольку характеризуется лопающимися пузырьками, возникающими на коже, что напоминает процесс бурления воды при кипячении.

Экзему, симптомами которой являются зуд и кожные высыпания различного вида и локализации, легче лечить на ранних стадиях развития. Поэтому при проявлении первых признаков необходимо безотлагательно посетить дерматолога, установить причину и начать терапию.

Экзема имеет полиэтиологическое происхождение. Среди факторов, способствующих возникновению, принято считать:

• Генетический фактор, при котором в семейном анамнезе присутствует склонность к аллергическим реакциям.
  • Эндокринные нарушения функции щитовидной железы и надпочечников.
  • Болезни ЖКТ.
  • Затяжные депрессии и частые стрессы.
  • Неблагоприятные условия труда, при которых человек подвергается воздействию агрессивных химикатов.
  • Недостаточность кровоснабжения нижних конечностей, вызванное варикозом.

Провоцирующим фактором могут выступать внешние раздражители, например, косметика, средства бытовой химии, растительная пыльца и другие типичные аллергены, инфицирование кожи через раны, ссадины или порезы.

Классификация

Экзема протекает по четырем стадиям, каждая из которых характеризуется определенной симптоматикой.

I – На начальном этапе наблюдаются кожные воспаления, которые сопровождаются зудом. Он получил название эритрематозного периода.

II – Папуловезикулезная характеризуется появлением сыпи в виде пузырьков с прозрачным жидким наполнением.

III – стадия, при которой папулы и везикулы разрываются, а кожа в пораженных участках начинает мокнуть, образуя серозные колодцы.

IV фаза. Места, где вскрываются пузырьки, появляются серовато-желтые корочки, а на других участках здоровой кожи формируются новые очаги поражения, которые распространяются по телу, охватывая все большую площадь.

По характеру клинических проявлений и патогенетических особенностей заболевание можно разделить на следующие виды.

1. Истинная экзема.

Распространяется симметрично и затрагивает чаще руки и ноги, а также различные участки торса, на которых появляются сначала покраснения и воспаления. Затем в их средней части формируются папулы, которые вскрываются, эксудат вытекает, а после засыхания образует желтовато-сероватые корки. Позднее они отпадают, оставляя зоны депигментированной кожи, цвет которых восстанавливается со временем.

1. Микробная экзема.

Как видно из названия, провокатором заболевания выступает патогенная микрофлора (чаще стрептококковая и стафилококковая инфекция), путями проникновения которой являются порезы, ссадины, трещины и иные повреждения целостности кожи. Пораженные зоны формируются возле трофических язв и после ампутации конечностей в районе культи.

Локализация и провоцирующие причины позволяют различать монетовидную или нуммулярную экзему с характерным образованием бляшек на верхних участках туловища.

1. Паратравматическая.

Развивается возле ран, в которые проникает инфекция. Варикозная форма отличается локализацией очагов на нижних конечностях. Причинами выступают трофические язвы, склерозированная структура кожи, гиперчувствительность, травмы, мацерация, вызванная повязками.

1. Себорейная экзема.

Зоной поражения становятся участки тела с повышенным салоотделением. Это волосистая часть головы, лицо в области носогубного треугольника, уши, щеки. Кроме того, охватывает участок груди и между лопатками. Проявляется серовато-бурыми жирными пятнами и шелушением. В пораженных зонах наблюдаются меткие папулы.

1. Детская.

Очаги появляются на голове и лице ребенка с ослабленным иммунитетом. Между тем причинами выступают неблагоприятная наследственность, недостаточная гигиена, некачественное детское питание для искусственного вскармливания, а также простудные заболевания, ангина, отит.

1. Профессиональная экзема.

Возникает у людей, работающих в тесном контакте с химически активными веществами. Зоны поражения локализуются на свободных от одежды частях тела. Зачастую для лечения достаточно сменить род трудовой деятельности.

Причины

На сегодняшний день врачи выделяют различные факторы, провоцирующие развитие экземы, которые сгруппированы следующим образом:

• Пониженный иммунитет, вызванный частыми заболеваниями, недостатком витаминов, микроэлементов, дефицитом ненасыщенных жирных кислот.
  • Гормональные нарушения.
  • Нарушения функции печени и пищеварительной системы.
  • Стрессы и депрессии, приводящие к нервному истощению.
  • Аллергии, вызванные контактом с агрессивными химикатами, пищевыми продуктами, медикаментами, пылью, цветением растений.

Последние два пункта, как и профессиональная экзема, чаше являются причиной развития болезни у взрослых. Тогда как для детей провоцирующим фактором становятся тяжелые роды и неблагоприятное течение беременности.

Симптомы экземы

Каждый вид заболевания проявляется по-разному, однако, для всех характерной особенностью является зуд,  чувство  жжения, припухлость и покраснения кожи с дальнейшим образованием папул, мокнущих участков, покрывающимися коркой.

1. Истинная экзема.

Протекает в острой форме, проходя все стадии. При отсутствии лечения трансформируется в хроническое заболевание с периодами ремиссии и рецидивов, различной длительности.

При прямом и опосредованном контакте с аллергеном начинается чихание, першение в горле, неприятные ощущения в носу и ушах. Далее, на теле появляется покраснения и зуд. В зонах поражения формируются папулы с жидким содержимым, которое вытекает после разрыва пузырьков, что приводит к намоканию поверхностей. На следующем этапе затронутые сыпью участки покрываются коркой серовато-желтоватого оттенка, которые вышелушиваются, оставляя после себя светлые пятна.

1. Микробная форма.

Протекает с сильным зудом и осложняется образованием плотных серозных корок, которые склонны к нагноению. Возбудителем являются стрептококки и стафилококки, а также грибки. В последнем случае болезнь становится заразной.

1. Дисгидротическая экзема.

Развивается на участках с утолщенным эпидермисом, а именно на ладонях и стопах. При отсутствии лечения распространяется и на тыльную сторону конечностей, затронуть ногтевые пластины и другие участки.

1. Тилотическая (роговая, мозолевидная) экзема.

Отличается формированием гиперкератоза, то есть уплотнений эпидермиса. При этом типе заболевания пузырьки не образуются, вместо них появляются мозоли, а на поздних стадиях и трещины, что доставляет существенное неудобство пациенту. Если уплотнения отмечаются на стопах, то трудности возникают при ходьбе, а на ладонях мешают выполнять повседневную работу.

1. Симптомы себорейной формы.

Заключаются в раннем появлении жирных красных пятен в местах обильного скопления сальных желез. Например, на голове, лице, между лопатками, на груди. Волосы становятся жирными и слипаются, отмечается большое количество перхоти.

1. Атопическая (мокнущая).

Характеризуется различной локализации зон поражения, на которых пузырьки с жидким содержимым лопаются, формируя эрозии. Нестерпимый зуд приводит к расчесываниям, которые становятся открытыми воротами для присоединения инфекций.

1. Признаки сухой экземы схожи с острой формой экзематозного дерматита.

Отличается выраженным шелушением, сухостью кожи, воспалением и появлением папул с серозным содержимым.

1. Микотическая экзема.

Проявляется типичными симптомами истиной формы заболевания. Причиной может стать грибковая инфекция, например, стригущий лишай, кандидоз или иные микозы.

1. Аллергическая.

Носит серозный характер, при котором после разрыва папул образуются глубокие эрозии. Периоды обострения совпадают с холодным временем года, поскольку именно тогда снижается иммунитет пациентов.

1. Профессиональная, или контактная экзема.

Чаще сопровождает лиц, занятых на фармакологических, пищевых, химических производствах. На начальном этапе затрагивает только те участки тела, которые контактируют с раздражителем, однако, при прогрессировании сыпь распространяется по всему туловищу.

Метод терапии определяется после проведения тщательного осмотра пациентов и сбора анамнеза. Обычно характерные симптомы позволяют судить о той или иной форме экземы, однако, для подтверждения диагноза назначается ряд исследований. Среди них важное место отводится определению уровня иммуноглобулина типа Е, а также клиническому и биохимическому анализу крови. Иногда возникает необходимость в постановке проб на выявление аллергена.

По результатам исследований подбирается методика лечения, а также даются рекомендации по поводу профилактики, которая заключается в соблюдении гипоаллергенной диеты, использовании щадящих средств гигиены, исключении контакта с раздражающими веществами. Кроме того, пациентам рекомендуется вести размеренный образ жизни избегать стрессов и нервного перенапряжения.

Прием (осмотр, консультация) врача- дерматолога высшей категории/К.М.Н. первичный 1200
Прием (осмотр, консультация) врача- дерматолога высшей категории/к.м.н. повторный 1000
Взятие соскоба 250
Назначение индивидуального комплексного лечения (без стоимости препаратов) 1000