Эритема

В клинике «Россимед» ведет прием опытный врач-дерматолог. Мы используем современные методы диагностики и эффективные способы лечения кожных заболеваний.

Всем знакомы состояния эмоционального возбуждения, при которых от прилива крови к лицу образуется румянец. С медицинской точки зрения, такое явления не считается патологией. Однако когда покраснение кожных покровов приобретает стойкий характер, то встает вопрос о диагностировании одного из многочисленных видов заболевания под названием эритемы.

Патологическое состояние изменения цвета и развития индуративного отека может быть вызвано различными причинами, например, воздействием высоких температур, при жаркой погоде или приеме горячей ванны, механическим раздражением при растирании или массаже. Вызывают покраснение кожи химические, лучевые или термические ожоги, а также вирусные или бактерицидные инфекции. Кроме того, изменение цвета возможно вследствие аллергической реакцией.

Что это такое

Название эритема  имеет греческий корень и переводится, как «красный». Патологическая пигментация кожи в пунцовый цвет обусловлена наполнением капилляров кровью, расположенных на поверхности дермы и отсутствием оттока. Это процесс вызываются различными причинами, в зависимости от которых классифицируется  эритема, симптомы ее многообразны.

Заболеванию подвергаются чаще дети. Причиной покраснений и сыпи становятся опрелости, инфекции. У новорожденного ребенка патология вызвана привыканием к условиям послеутробной жизни.

Причины возникновения

Рассматриваемое явление может носить естественный характер, например, быть вызвано повышенной физической   нагрузкой, яркими чувствами страха, стыда, волнения либо УФ-облучением. В этих ситуация покраснение проходит самостоятельно в кратчайшие сроки, когда причины устраняются.

Однако лечения требуют проявления устойчивой эритемы, которая  развивается в результате аллергии, инфекции, химических или тепловых ожогов.

Иногда покраснение кожи возникает в связи с укусом насекомых. Этот тип эритемы носит названия кольцевидной. Поскольку пораженные участки имеют овальную форму с красными очертаниями и светлым оттенком в середине. Типичными симптомом являются возвышенные и горячие зоны поражения.

Однако яд насекомых способен мигрировать с током крови во все участки тела, где и образуются красные пятна.

Прием некоторых видов медикаментов также способен вызвать эртематозную гастродуоденопатию. Она проявляется пигментацией и отеками кожи.

При ряде патологий внутренних органов также возникает эритема, например, пальмарная форма встречается при нарушении функции печение. При язве желудка, кровотечениях ЖКТ, нерациональном питании с обильным приемом острых продуктов и алкоголя, при наличии инфекции в кишечнике развивается антральная  гастропатия.

Метод терапии подбирается индивидуально для каждой формы заболевания.

Виды и симптомы

Сегодня медики насчитывают свыше 20 видов эритемы. Для каждой характерны основные и  вторичные признаки.

Они проявляются у пациента с разной интенсивностью, это связано с индивидуальными особенностями организма. Например, у одних пятна могут носить выраженный характер и достигать яркого пунцового оттенка, а у других проявляться лишь легким розовым румянцем.

• Симптоматическая эритема бывает вызвана сильными эмоциями, такими как страх, стеснение, гнев. Носит кратковременный характер, поэтому не нуждается в терапии. Процесс прекращается самостоятельно, когда человек успокаивается.
  • Стойкая эритема – это редкая форма заболевания, этиология которой точно не установлена. Однако известно, что высыпание миниатюрных папул, сливающихся в обширные зоны воспаления, бывает обусловлено  неблагоприятной наследственностью и инфицированием.
  • Стойкий пепельный дерматоз Рамиреса (дисхромическая эритема) отличается цветом очагов поражения, которые приобретают сероватый оттенок. Пятна проходят самостоятельно с течением времени.
  • Пальмарная эритема – это особый вид заболевания, встречающееся у пациентов с нарушением функции печени. Проявляется покраснением ладоней, преимущественно в районе возвышений под большим пальцем и мизинцем.
  • Многоформная экссудативная эритема имеет частые рецидивы и периоды ремиссии. Высыпания располагаются симметрично на ногах и руках. Пораженные зоны кожи приобретают синюшный оттенок. Вовлекаются и края губ, на которых формируются папулы с последующим возникновением кровянистых корок. Они исчезают через неделю. Общее самочувствие пациента ухудшается, в местах поражения ощущается болезненность и зуд.
  • Полиморфная эритема иначе называется многоформной. Это обусловлено тем, что зоны поражения носят мультиформный характер. Они могут быть покрыты папулами узелковой сыпи, везикулами с жидким наполнением, геморрагий, которые представляют собой точечные внутридермальные кровоизлияния. Эта форма заболевания бывает вызвана приемом некоторых видов медикаментов и сопровождается проявлением признаков интоксикации.
  • Физиологическая эритема  не считается медиками патологией, поэтому в лечении не нуждается. У взрослых симптомы проявляются в результате эмоциональных переживаний, реакцией на резкий перепад температуры воздуха. У новорожденных связано с изменением условий жизни вне материнского чрева, например, желудочным питанием.
  • Вирусная эритема похожа на  инфекционные  и простудные заболевания. Проявляется у детей со сниженным иммунитетом в виде сыпи, повышения температуры, неприятных ощущений в носу и горле, насморком и головной болью. Лишь спустя 2-3 дня становятся заметными красные пятнышки на разных участках тела. Они вскоре проходят, но инфекция проникает внутрь организма. Поэтому важно вовремя диагностировать болезнь и приступить к терапии.
  • Инфекционная эритема отмечается у пациентов детского возраста, имеет легкое течение. Причиной становится парвовирус В19. Симптомы − выраженный красный оттенок щек и кружевная сыпь. Проходит через 14 дней. Взрослые переносят тяжело. Вирус представляет опасность для беременных.
  • Эритема Чамера проявляется типичной геометрией высыпаний похожих на бабочку. Течение легкое, отмечаются типичные, но маловыраженные признаки интоксикации. Встречается у пациентов всех возрастных групп. Однако у взрослых сопровождается суставными болями и отеками.
  • Центробежная эритема Биетта – это разновидность эритематоза, который в народе принято называть красной волчанкой. Характерным признаком выступает локализация покраснений в центре лица с растяжкой к периферии. Пациентов не беспокоит зуд.
  • Центробежная эритема Дарье проявляется появлением круглых розовых пятнышек с западением по центру очага. Причины патологии не установлены, но не исключается вирусная, бактерицидная и грибковая природа.
  • Солнечная эритема. Как видно из названия, причиной становится длительное нахождение под лучами дневного светила. Краснеет кожа свободных от одежды участках. В тяжелых случаях может повыситься температура. Боль отмечается при прикосновении к пораженным зонам, где отмечается отечность. Пациентам рекомендуется использовать солнцезащитные кремы и спреи при выходе на улицу в любое время года.
  • Ультрафиолетовая эритема проявляется аналогичными с солнечной формой болезнью, однако, причиной поражения кожи становятся искусственные источники УФ-лучей – приборы, лампы, солярии.
  • Фиксированная эритема бывает вызвана различными видами антибиотиков и гормональных медикаментов. При приеме которых у гиперчувствительных пациентов появляются красные пятна в строго определенных местах. Зоной поражения становятся естественные складки кожи, лицо, область гениталий.
  • Кольцевидная эритема развивается вследствие снижения иммунитета и нарушения  гормонального баланса, а также  бывает вызвана гельминтозом, инфекциями, онкологией. Иногда наблюдается ревматоидная форма. Лечение назначается по выявлении первопричин.
  • Токсическая эритема встречается у новорожденных и является результатом проникновения в кровь аллергенов. Отмечаются гиперемированные зоны поражения. У взрослых причинами развития считаются экзогенные и эндогенные факторы.
  • Узловатая эритема бывает вызвана различными видами микробов, например, токсоплазмозом, туберкулезной палочкой, стрептококками. Типичным признаком являются множественные или единичные зоны поражения, локализованные на голенях, которые имеют розоватый или синюшный оттенок, болят, иногда столь сильно, что пациент не может свободно передвигаться.
  • Нодозная эритема проявляется похожими на узловатую форму симптомами. Терапия в обоих случаях проводится в стационаре и предполагает устранение основной причины.

Для установления формы эритемы и ее дифференциации от других кожных болезней врач проводит тщательный осмотр пациента, а также собирает анамнез, выясняя время образования сыпи и предшествующие симптомы.

Опытному дерматологу в большинстве случаев этого достаточно для постановки предварительного диагноза, который подтверждается результатами лабораторных исследований – посевом крови, изучением эксудата папул, алергопробами.

Прием (осмотр, консультация) врача- дерматолога высшей категории/К.М.Н. первичный 1200
Прием (осмотр, консультация) врача- дерматолога высшей категории/к.м.н. повторный 1000
Взятие соскоба 250
Назначение индивидуального комплексного лечения (без стоимости препаратов) 1000