Приступы тошноты и рвоты

В клинике «Россимед» ведет прием опытный врач-гастроэнтеролог. Мы используем современные методы диагностики и эффективные способы лечения заболеваний желудка и двенадцатиперстной кишки. Запишитесь на прием к врачу или на процедуру ФГДС.

Причины тошноты и рвоты

Дискомфорт, ощутимый в эпигастрии, пищеводе и во рту бывает вызван широким рядом заболеваний, а также внешними факторами. К последним следует отнести:

• Отравление.
  • Заболевания желудочно-кишечного тракта.
  • Злоупотребление алкоголем и курением.
  • Чрезмерное увлечение кофе.
  • Неправильное питание с преобладанием в рационе жирных и острых блюд, сладостей.
  • Частые стрессы.
  • Нервное и физическое переутомление.

Кроме того, приступ тошноты способны вызвать некоторые медикаменты, испорченная еда и напитки, езда в транспорте. В последнем случае причиной временного недомогания становится слабый вестибулярный аппарат.

Травмы головы, сопровождающиеся сотрясением мозга, также вызывают чувство тошноты, а в тяжелых случаях рвоту. .

Между тем если тошнота присутствует постоянно и не завершается рвотой, то следует рассмотреть ряд патологий, которые могут вызвать подобное состояния. Это болезни ЖКТ, головного мозга, сердечно-сосудистой и эндокринной системы, развитие опухолей и воспалений, инфекции и отравления.

Характерным симптомом для гастрита и язвы желудка является тошнота, которая развивается после приема пищи. Иногда сопровождается рвотой, которая облегчает состояние пациента.

Холецистит и другие патологии желчного пузыря вызывают подобные проявления. Пациенты ощущают горьковатый привкус, выражают жалобы на боли под ребрами с правой стороны корпуса тела.

Тошнота присутствует при воспалении поджелудочной железы. Пациенты с панкреатитом стремительно теряют вес. Выражают жалобы на тяжесть и вздутие живота, горечь во рту.

Часто наблюдается неприятное чувство подташнивания у гипертоников, причина состоит в повышении давления. Поэтому при кризах возникает рвота.

Аппендицит проявляется острой болью в абдоминальной области, ознобом и температурой, тошнотой. При появлении таких признаков необходимо срочное обращение к врачу. Поскольку воспаленный отросток слепой кишки может лопнуть в любой момент, тогда произойдет перитонит. Это состояние требует срочного хирургического вмешательства.

Нарушения функций щитовидной железы также сопровождаются тошнотой, слабостью, расстройством аппетита. В такой ситуации необходимо обращаться к эндокринологу.

Симптомы и признаки

Многие заболевания протекают с одинаковой клинической картиной. Чтобы выявить, почему у пациента возникает тошнота или рвота, необходимо провести тщательное и всестороннее обследование, первым этапом которого является сбор анамнеза.

Важно выяснить в какое время суток наблюдаются неприятные ощущения и связаны ли они с определенными действиями человека и условиями внешней среды.

Существует ряд факторов, способствующих появлению тошноты:

• Прием определенных видов продуктов, переедание, пищевые отравления.
  • Езда на автомобиле или ином виде транспорта.
  • Работа или пребывание в помещении с некомфортными условиями.
  • Стрессы, умственное и эмоциональное перенапряжение.

Если тошнота не связана с перечисленными явлениями, то суть проблемы заключается в патологических процессах, происходящих в организме.

Обычно чувство тошноты сопровождается такими симптомами, как повышенное слюноотделение, появление испарины на лбу, холод в пальцах, слабость.

Однако наличие головокружения может свидетельствовать о болезнях сердечно-сосудистой системы и патологиях глазных мышц, шейном остеохондрозе, травмах головы и позвоночника, беременности, воспалении среднего уха, мигрени, мозговых опухолей, повышенном или низком давлении, анемии, алкогольном или наркотическом отравлении.

Слабость, как сопутствующий симптом, присутствует у лиц пожилого возраста. Появляется при инсульте, панических атаках, новообразованиях, сформированных в черепной коробке. Пациенты при гипергликемии отмечают слабость и потемнение перед глазами. Подобные симптомы наблюдаются при тяжелых отравлениях, гепатите, мигрени, невралгии.

Тошнота в сопровождении высокой температуры может быть вызвана инфекционными заболеваниями, например, корью, ангиной, краснухой, желудочной формой гриппа, дискинезией кишечника, эрозиями слизистых оболочек пищевода и желудка.

Кроме того, подобная симптоматика проявляется при мигрени, гепатите, сальмонеллезе. А также наличие паразитов в ЖКТ.

Тошнота, сопровождающая поносом, обычно возникает при пищевых отравлениях, бактериальных и вирусных инфекциях.

Обследование и ФГДС

Поскольку наиболее частой причиной возникновения тошноты и рвоты являются патологии ЖКТ, то в диагностике целесообразно применять фиброгастродуоденоскопию. Этот метод позволяет визуализировать слизистую оболочку пищевода, желудка, двенадцатиперстной кишки. А также выявить язву, полипы, новообразования. Кроме того, процедура дает возможность взять биологический материал для проведения лабораторных анализов.

Многие пациенты испытывают страх перед эндоскопией, поскольку обследование связано с некоторым дискомфортом. Между тем опытный врач в состоянии провести манипуляции быстро и безболезненно. Перед введением зонда глотка обрабатывается анестезирующим спреем, что снимает рвотный рефлекс и болевые ощущения.

Процедура осуществляется следующим образом:

• Пациента укладывают на кушетку, на левый бок.
  • Гортань обрабатывается анестетиком.
  • В рот вставляют пластиковый ограничитель, который предотвращает случайное закусывание зонда.
  • Через отверстие мундштука пропускается трубка быстрым движением во время глубокого вдоха.
  • Далее, врач плавно проталкивает шланг через пищевод, вращая, осматривает стенки, достигая желудка.
  • Поскольку во время процедуры образуется много слюны, то ассистенту приходится ее удалять при помощи отсоса.

Обследование длится от 5 до 30 минут, при этом является информативным и доступным.

Возможные заболевания

Тошнота и рвота является симптомом широкого ряда патологий. Часто возникает при язве желудка, гастрите, холецистите, пиелонефрите, гипертензии, мигрени, сердечной недостаточности, инфаркте, инсульте. Чтобы поставить правильный диагноз необходимо пройти комплексное обследование у врача. Не забывайте, что своевременно поставленный диагноз и лечение может предотвратить возникновение серьезных осложнений.

Консультации

Услуги Стоимость
Прием (осмотр, консультация) врача-гастроэнтеролога первичный 1500 р.
Прием (осмотр, консультация) врача-гастроэнтеролога повторный 1200 р.

Врач-педиатр, детский гастроэнтеролог, детский эндокринолог.