Лечение отека Квинке

Отек Квинке – это остро возникающая, безболезненная припухлость глубоких слоев кожи, подкожной клетчатки или слизистых оболочек, которая связана с увеличением проницаемости сосудов. В отдельных случаях патология может спровоцировать полное закрытие дыхательных путей и летальный исход.

В 1882 году врач и исследователь Генрих Квинке в Германии первым поведал об этом недуге.

Согласно статистическим показателям, более 90% всех случаев данных отеков связано с приемом лекарственных средств, в первую очередь ингибиторов АПФ (например, каптоприл, эналаприл).

Опытные врачи клиники Россимед в Санкт-Петербурге проведут необходимые диагностические исследования и назначат качественное лечение.

В медицине выделяют несколько видов заболевания:

• Наследственный;
  • Приобретенный;
  • Возникший в связи с аллергическими реакциями;
  • вызванный приемом медикаментов;
  • идиопатический.

Причины

Основным провоцирующим фактором отека Квинке является проникновение в организм аллергена. Это может быть медикаментозное средство, пищевой продукт, последствие укуса насекомых.

Возникающая в итоге острая аллергическая реакция с выбросом медиаторов воспаления повышает проницаемость сосудов, которые расположены в подкожно-жировой клетчатке и подслизистом слое. Начинается локальное или распространенное проявление отека. Недуг может развиться также при псевдоаллергии. То есть когда повышена чувствительность к некоторым медикаментам, пищевым продуктам и добавкам на фоне ослабленного иммунитета.

Еще одна довольно распространенная причина – это использование таких лекарственных средств, как ингибиторы АПФ, антагонисты рецепторов ангиотензина II. Характерно для лиц пожилого возраста.

Причиной отека Квинке также может стать врожденный или приобретенный дефиците C1-ингибитора, который контролирует многие процессы в организме (свертывания крови и фибринолиза, калликреин-кининовую систему и проч.).

Исходя из первопричины появления недуга, в медицине существует 2 вида отека:

1. аллергического типа, который возникает вследствие влияния на организм человека пищевого, химического или же медикаментозного аллергена);
  2. псевдоаллергический. Данный тип связан с наследственной предрасположенностью.

Группа ученых выделяет отдельно третий вид – идиопатический. Эта форма патологии еще до конца не изучена.

Отек Квинке у детей чаще всего связан с генетикой. Сопровождается заболевание крапивницей, тошнотой, рвотой, повышением температуры, а иногда даже потерей сознания.

Главное, что необходимо сделать, - устранить причины отека Квинке, чтобы избежать развития осложнений вплоть до смертельного исхода. Основная опасность заключается в том, что ребенок в раннем возрасте не может правильно объяснить собственное состояние. Именно поэтому задача родителей – постоянное наблюдение за малышом. При первых признаках недуга, появлении синюшности или нарушении дыхания тотчас следует обратиться к специалисту.

Симптомы

При возникновении болезни признаки явно выражены: припухлость губ, век, отекают дыхательные пути, мочеполовая область. Происходит это за считанные минуты. Буквально в течение получаса может быть поражена большая часть кожи и слизистой. При этом не отмечается болезненных ощущений.

Указать на наличие патологии может любой из следующих признаков:

• быстро развивающийся отек лица с увеличением щек, губ, а также верхних век;
  • Затрудненное, свистящее дыхание;
  • Бледность кожных покровов, которая затем может приобрести синеватый оттенок;
  • Иногда наблюдаются симптомы сбоя работы нервной системы в виде беспокойства, возбуждения, дезориентации или потери сознания;
  • Поражение внутренних органов с болью в животе, поносом, рвотой и нарушением мочеиспускания;
  • Если отекает шея и нижняя челюсть, то форма лица значительно изменяется;
  • При опухании слизистых оболочек дыхательных органов у больного появляется охриплость и лающий кашель;
  • при зрительном осмотре наблюдается сужение просвета зева и разрыхление неба.

Зачастую отек Квинке прогрессирует вместе с крапивницей.

У детей патология развивается, как правило, на лице, захватывая губы, язык и гортань. Держится припухлость несколько часов (реже суток), потом проходит бесследно.

Диагностировать патологию можно с помощью визуального осмотра, определения отечности кистей, стоп, ротовой полости носоглотки, сбора анамнеза и выявления связи с аллергеном, общего анализа крови и мочи; определения криоглобулинов, антиядерных и антитериоидных аутоантител. Чтобы снять припухлости используют лекарственные препараты разных групп. Наименование медикаментов, дозировка и способ их введения должен определять только врач. Ни в коем случае не рекомендуется самостоятельно заниматься лечением, так как это очень опасно и может ухудшить состояние малыша.

В 30% случаев выяснить причину возникновения отека Квинке у ребенка не удается.

Первая неотложная помощь

При появлении признаков отека Квинке необходимо сразу вызвать врача. До приезда бригады скорой больному оказывают первую помощь, которая включает в себя следующие действия:

• устранение аллергена (например, если это укус насекомого, то нужно удалить жало);
  • обеспечение поступления кислорода в помещение, где находится пострадавший;
  • успокоение больного;
  • освобождение от тесной одежды, ремня, галстука;
  • выведение аллергена с помощью обильного отпаивания и приема сорбентов (активированный уголь);
  • закапывание в нос сосудосуживающих капель;
  • наложение холодного компресса на пострадавший участок. Если причиной отека стал укус насекомого или инъекция мед.препарата, то рекомендован жгут;
  • прием антигистаминного средства.

Экстренная помощь при отеке Квинке сопровождаются следующими мерами:

• дезинтоксикация;
  • гормонотерапия (ввести преднизалон внутривенно либо внутримышечно);
  • десенсибилизирующая терапия (инъекция супрастина внутримышечно);
  • применение мочегонных средств;
  • ингибиторы протеаз.

Конечно, больной нуждается в срочной госпитализации в отделение аллергологии. Отек Квинке, особенно его тяжелые формы, – это состояние, которое требует срочной профессиональной помощи. В отдельных случаях счет идет на минуты.

Прежде чем приступить к лечению, важно правильно определить причину недуга, выяснить, что спровоцировало отек Квинке.

В первую очередь, специалист изучает историю болезни, а также уточняет у пациента о возможной связи этого состояния с употреблением тех или иных продуктов питания, медпрепаратов и т.д. Подтвердить это можно с помощью взятия соответствующих аллергических проб или же при выявлении в крови специфического типа иммуноглобулинов. Параллельно с проведением аллергических тестов проводится оценка общего анализа мочи, крови, биохимических составляющих плазмы. Дополнительно врач берет пробу на анализ различных элементов в системе комплемента, кала на гельминтов и простейших. Немаловажно при диагностике исключить заболевания аутоиммунного характера, а также патологию крови и кишечника.

Какие меры необходимо предпринять вне острой фазы недуга?

В первую очередь, нужно полностью исключить контакт больного с установленным аллергеном.

Лечебные мероприятия проводятся в две стадии: купирование острого процесса, устранение причин заболевания.

1. Короткие курсы гормонов, временно «блокирующих» реакции иммунной системы.
  2. Препараты для укрепления ЦНС (кальций, аскорбиновая кислота).
  3. Витаминные комплексы, Аскорутин для снижения проницаемости сосудов, гаммаглобулины.
  4. Использование средств-блокаторов Н1-рецепторов гистамина (противоаллергических) для уменьшения восприимчивости к аллергену и предотвращения последующего производства гистамина.

Лечение наследственного ангионевротического недуга имеет ряд отличительных черт. Неверная постановка диагноза может стать причиной летального исхода.

Осложнения

Если вовремя не принять меры, то последствия отека Квинке могут стать угрозой для жизни. Это касается, в первую очередь, повреждений, которые затрагивают слизистую оболочку гортани, а также мозговых оболочек с симптоматикой менингита. Эти осложнения в большинстве случаев приводят к смертельному исходу больного.

При ангионевротическом отеке зачастую развивается анафилактический шок. Такая реакция является крайне опасной для жизни и отражается на функционировании всего организма. Его основные симптомы:

• отек ротоглотки, гортани и языка;
  • генерализованный зуд;
  • крапивница;
  • бронхоспазм, слезотечение;
  • тошнота, рвота, диарея;
  • тахикардия, гипотония, аритмия, острая сердечная недостаточность;
  • конвульсии, удушье, кома.

Прогноз и профилактика

Чтобы предотвратить развитее отёчности мягких тканей, важно соблюдать определённые правила:

• исключить контакты с продуктами и препаратами, которые вызывают аллергию;
  •  при наличии подобных реакциях на определённые типы лекарств обязательно осведомите об этом врача;
  • во время приёма нового вида антибактериальных препаратов держите под рукой антигистаминные средства;
  • правильно питайтесь;
  • соблюдайте щадящую диету;
  • принимайте витаминные комплексы для укрепления иммунной системы человека.

Если причиной отека послужила пищевая аллергия, то рацион должен корректироваться и подбираться очень тщательно. Существуют ряд продуктов, которые чаще других становятся причиной заболевания:

• земляника;
  • рыба;
  • яйца;
  • морепродукты;
  • цитрусовые;
  • клубника;
  • орехи.

Если еда стала причиной патологии, то врачи резко ограничивают рацион, но долго такую диету поддерживать нельзя. Организм должен получать весь спектр необходимых компонентов, поэтому голодание не может быть продолжительным.