Аллергический конъюнктивит

Болезнь является воспалительной реакцией оболочки глаза на контакт с аллергенами. Недугу свойственна гиперемия, отек слизистой и век, а также неприятный зуд и жжение, образование фолликулов или сосочков на конъюнктиве. В некоторых случаях патология сопровождается поражением роговицы с нарушением зрения.

Заболевание встречается одинаково часто как у мужчин, так и женщин. Около 20% населения сталкивалось с этой проблемой. Такая распространенность вызвана тем, что оболочка постоянно контактирует с воздухом, который содержит большое количество веществ, способных вызвать реакцию иммунитета.

Классификация видов

В медицине существует несколько типов заболевания, которые зависят от причины появления и особенностей протекания.

1. Весенний конъюнктивит. Данная патология поражает в основном население мужского пола в возрасте от 5 до 20 лет. Заболевание носит тяжелую форму. Как правило, пациенты имеют сопутствующие недуги аллергической природы (бронхиальная астма, экзема, дерматит и проч.). Обострения происходят весной. Основная масса пациентов к периоду полового созревания перерастает недуг.
  2. Круглогодичный и сезонный конъюнктивиты. Эти формы являются наиболее распространенными.  Первая группа провоцируется шерстью животных, пухом и перьями птиц, частицами пыли, клещами и т.д.  Вторая - пыльцой деревьев и растений, в период их цветения и рассевания семян.
  3. Гигантский папиллярный конъюнктивит вызывает попадание инородного тела (например, линзы).
  4. Лекарственный развивается после использования медикаментов в течение первых часов.
  5. Инфекционно-аллергическая форма. Как правило, патология вызвана стафилококками.
  6. Туберкулезный аллергический кератоконъюнктивит. Для данного типа свойственно образование узелков с лимфоцитами. Весь воспалительный процесс является аллергическим ответом на продукты метаболизма возбудителей туберкулеза, которые находятся в кровеносном русле пациента.

Причины

Факторами, вызывающими аллергический конъюнктивит, являются различные аллергены —лекарственные и косметические средства, бытовая химия, процессы на предприятиях химической, текстильной, мукомольной промышленности, световая энергия и ионизирующее облучение, бактерии, вирусы и т.д.

Подвержены недугу, в первую очередь, люди, страдающие аллергическими реакциями. Такие формы конъюнктивита часто сопровождаются бронхиальной астмой, ринитом, атопическим дерматитом.

В большинстве случаев данное заболевание развивается у ребенка старше 3 лет. Вероятность возникновения патологии выше у маленьких пациентов с аллергическими реакциями в анамнезе (например, диатез, экзема, дерматиты).

Данный вид заболевания поражает около 15% всего населения.

При развитии патологии признаки проявляются с различной скоростью.

Как правило, реакция обнаруживается на обоих глазах. Достаточно редко встречается недуг на одном глазу. Это бывает в случаях, когда аллерген занесён руками.

Основные признаки конъюнктивита:

• покраснение глаз,
  • постоянный зуд,
  • обильное слезотечение,
  • чувство жжения в глазах,
  • гнойные накопления в уголках,
  • пациента,
  • светобоязнь,
  • быстрая утомляемость,
  • размытость картины.

Аллергический конъюнктивит у детей имеет такие же симптомы, что и у взрослых. Как правило, вышеперечисленные признаки сочетаются с назальными. У пациентов наблюдается развитие риноконъюнктивита в 85 % случаев. Следует отметить, что глазные признаки беспокоят намного сильнее, чем назальные.

При обследовании пациента важно правильное взаимодействие офтальмолога и аллерголога-иммунолога. Когда специалист видит четкую связь конъюнктивита с внешним аллергеном, то в постановке диагноза трудностей не возникает.

При офтальмологическом осмотре врач определяет изменения конъюнктивы. Это может быть отек, гиперемия, гиперплазия сосочков и т. д. Благодаря микроскопическому исследованию соскоба при аллергическом конъюнктивите можно выявить эозинофилы (от 10% и более). В крови выражено повышение IgE более 100-150 МЕ.

Чтобы назначить правильное лечение, необходимо провести грамотное обследование, которое включает взятие пробы:

1. Элиминационная. То есть исключается контакт с предполагаемым аллергеном.
  2. Экспозиционная подразумевает повторное воздействие аллергеном после снижения симптоматики.

Важно также провести такие анализы, как аппликационная, скарификационная, электрофорезная пробы, прик-тест.

При хронической форме назначают исследование ресниц на демодекс. При необходимости проводят дополнительное бактериологическое изучение мазка на микрофлору.

Глазные симптомы характерны для такого острого заболевания, как сезонный аллергический конъюнктивит. Однако у большинства пациентов имеет место сочетание глазных и назальных симптомов (риноконъюнктивит).

Особую трудность представляют больные с весенним кератоконъюнктивитом. Причина тому - отсутствие точных критериев диагностики заболевания с неясным до сих пор патогенезом.

Конъюнктивит с гиперплазией сосочков чаще встречается у людей, которые постоянно носят контактные линзы. Патология обостряется в период цветения растений весной. Основные жалобы больных — зуд в глазах и прозрачное или белое отделяемое, которое со временем становится густым. Возможные причины конъюнктивита с гиперплазией сосочков — полимерный материал контактных линз, антисептики.

Для оценки глазных признаков существует специальная шкала Total Ocular Symptom Score (TOSS). Она включает такие показатели, как гиперемия, зуд и слезотечение. Известно, что степень выраженности может сильно разниться среди пациентов.

Таким образом, для постановки правильного диагноза прибегают к следующим процедурам:

• анализ крови;
  • исследование слёзной жидкости на эозинофилы;
  • посев отделяемых выделений на микрофлору.

Лечение

Лечение рассматриваемого заболевания начинается сразу после того, как будет правильно установлен диагноз и подтверждена его аллергическая природа. В противном случае исцеление не сможет иметь эффективный клинический результат, а болезнь будет прогрессировать дальше и возможно развитие осложнений.

Эффективность терапии зависит от трех составляющих:

1. элиминационные меры (исключение контакта с аллергеном),
  2.  местная медикаментозная терапия,
  3. иммунотерапия.

Непосредственно лечение проводится, используя комплексный подход: таблетированные препараты, капли от аллергии, растворы для промывания глаз и др. Необходимо заострить внимание, что способов из арсенала «бабушкиных рецептов» для лечения аллергического конъюнктивита нет.

Необходимо знать каждому, что такие методы в виде промываний глаз отварами, настоями только навредят и спровоцируют обострение.

Особенностями образа жизни при данной болезни может быть удаление того аллергена, который провоцирует ее обострение. Список компонентов, которые вызывают конъюнктивит, выявляется после проведения дополнительных исследований. При устранении контакта с аллергеном все симптомы недуга исчезают и без применения медикаментов.

Признаки весеннего конъюнктивита уменьшаются при длительном пребывании на холоде. Специальные методики лечения пока не разработаны. Врачи советуют препараты, которые направлены на купирование острых симптомов болезни. Положительного эффекта помогают достичь гормональные препараты, но патология является продолжительной. Поэтому принимать средства долгое время нельзя. Выходом из такой ситуации заключается в гормональной терапии, которую проводят через определенные промежутки времени.

Достаточно мощное воздействие оказывают кортикостероидные капли для глаз. Но применять их бесконтрольно нельзя, так как способны спровоцировать развитие катаракты, подъем внутриглазного давления и повысить риск возникновения различных глазных инфекций.

Прогноз и профилактика

Данный вид конъюнктивита является хронической патологией. Существуют определенные способы, которые направлены на стойкую ремиссию.

Прогноз для жизни благоприятный. Если никаких методов лечения не применялось, то наблюдается добавление инфекции. Как правило, бактериального характера. Существует вероятность также патологии глаз в виде глаукомы и проч.

Профилактика аллергического конъюнктивита заключается в предотвращении обострений уже имеющегося недуга, устранению провоцирующих факторов из окружающей среды и проведению адекватного лечения.