Астигматизм

В клинике «Россимед» ведет прием опытный врач-офтальмолог. Мы используем современные методы диагностики и эффективные способы лечения глазных заболеваний.

Одним и распространенных глазных заболеваний является астигматизм - заболевание, которое сильно влияет на остроту зрения. От этой патологии страдает 10% населения земли. Причем болезнь может развиваться как у взрослых людей в течение жизни, так и сопровождать ребенка от рождения.

Чтобы понять процесс, нарушающий четкость восприятия изображения, нужно ознакомиться со структурой глаза.

Органы зрения – сложная оптическая система. Поэтому, не вдаваясь в подробности, рассмотри только те моменты, которые касаются непосредственно астигматизма и причин возникновения.

Чувствительным элементом глаза выступает сетчатка. Она состоит из множества нейронов. Именно они улавливают фотоны. Потом преобразовывают в нервные импульсы и передают в мозг. Так, человек воспринимает световые лучи уже в виде изображения.

Однако в процессе принимают участие преломляющие структуры – это роговица и хрусталик, стекловидное тело и водянистая влага. Причем роль последних в процессе преломления значительно ниже, чем первых.

Световой поток, направляется на преломляющие структуры, которые фокусируют его на сетчатке, благодаря чему мозг воспринимает изображение предметов четким. Так происходит в норме, когда органы зрения не подвержены изменениям и развитию патологическим процессам. То есть, хрусталик и роговица имеют гладкую и идеально ровную поверхность, без искажения форм, и световой пучок, преломляясь, поступает на середину сетчатки и человек видит предметы четко.

При астигматизме же, причиной которого выступает искривление и неровности на поверхности роговицы и хрусталика, световые волны, фокусируются, не достигая сетчатки или переходя за ее пределы. Поэтому изображение искажается, контуры предметов двоятся, расплываются, теряют четкость.

Причины

Астигматизм развивается на протяжении жизни или возникает при рождении. В последнем случае его появление обусловлено нарушением структуры хрусталика и роговицы. Они формируются в процессе внутриутробного развития, в результате давления, оказываемого на органы зрения со стороны век, черепных костей, глазодвигательных мышц, нарушается сферичность структур, отвечающих за преломление световых лучей.

Причиной заболевания у грудничков чаще обусловлено неблагоприятной наследственностью. Однако встречаются случаи проявления вследствие употребления будущей матерью алкоголя в период вынашивания плода. Кроме того, вызывать астигматизм может альбинизм и пигментный ретинит.

Признаками врожденной формы, которые можно заметить в первые месяцы жизни, является отсутствие рефлекса слежения, слезотечение и покраснения глаз.

Причины приобретенных форм заболевания многообразны. К ним следует отнести:

• Хирургические операции, при которых в результате неправильного сшивания ран роговицы, приводит к ее искривлению.
  • Травмы, при которых преломляющие структуры глаза были повреждены острыми предметами.
  • Помутнение роговицы, вызванное воспалением.
  • Кератоконус – искажение формы роговицы.
  • Нарушение строения верхней челюсти, при котором она сильно выступает вперед, и отсутствие большого количества зубов, приводит к искажению стенок глазницы.
  • У пожилых людей причиной заболевания становится склероз хрусталика.
  • В подростковом возрасте часто встречается такая патология, как спазм аккомодации, который возникает при длительных нагрузках на органы зрения, например, чтение книг с мелким шрифтом, работа за монитором компьютера, недостаточное освещение помещения. При этом второстепенными причинами выступают неправильная осанка, скудное питание, нарушения режима сна и бодрствования.

Кроме того, астигматизм приобретают люди, которые часто и подолгу находятся под солнцем, тогда конъюнктива разрастается и покрывает роговицу.

С точки зрения психосоматики, данное заболевание бывает вызвано психологическими проблемами, которые формируются в подростковом возрасте и связаны с нежеланием воспринимать мир и себя самого в соответствии с действительностью. Чаще появление симптомов связано со страхами перед будущим, неумением вступать в контакт с окружающими людьми, сложностями в социальной адаптации. Особенностью характера людей, страдающих астигматизмом, является наличие устойчивого мнения, которое воспринимается, как единственно правильное.

Не важно, вследствие чего приобретен астигматизм, нужно понимать, что лечение необходимо во избежание серьезных последствий в виде частичной либо полной утраты зрения.

Поэтому офтальмологи уделяют существенное внимание профилактике глазных заболеваний, которая заключается в правильном распределении нагрузок. После 20 минут чтения и работы на компьютере медики советуют сделать 5ти-минутный перерыв и выполнить несложную зарядку. Необходимо подбирать правильное положение тела за письменным столом, следить за осанкой. Исключить работу с мелкими предметами и чтение при плохом освещении или в положении лежа. Немаловажно следить за рационом, поскольку скудное питание отрицательно сказывается на зрении.

Оформление пространства должно осуществляться с учетом освещения. Например, при недостатке верхнего света, нужно установить настольную лампу прямо возле рабочей зоны.

Записаться на прием к офтальмологу онлайн

Виды астигматизма

Кроме приобретенной и врожденной формы, заболевание принято классифицировать еще по трём типам:

• Миопический, при котором сопутствующим фактором выступает близорукость.
  • Гипертропический, при котором меридианы нарушены дальнозоркостью.
  • Смешанный или сложный, когда присутствуют оба вида патологий.

Кроме того, офтальмологи различают как прямой, так и обратный астигматизм. В этом случае наблюдается нарушение расположения меридианов и их расстояния.

А также существует хрусталиковая и роговичная форма астигматизма, для которых характерно изменение формы и сферичности хрусталика и роговицы.

Симптомы

Поняв механизм заболевания, попробуем разобраться, как отражается патология на самочувствии пациентов.

Рассмотрим типичные для астигматизма симптомы:

• Жжение и чувство песка под веками, слезотечение.
  • Быстрая утомляемость, снижение работоспособности.
  • Головные боли, неприятное ощущение давления в области над бровями.
  • Повышенная чувствительность к свету, когда при ярком освещении возникает острая боль.
  • Нарушение сумеречного видения. В вечерние и ночные часы, человек с астигматизмом испытывает сложности с ориентацией в пространстве. Глаза трудно привыкают к темноте.

Нарушение зрения не связано с отдаленностью предметов. Человек их видит, но они сильно размыты, раздвоены или искажена их форма.

Характерными признаками этого заболевания являются непереносимость ношения очков, а также прищуривание глаз и наклон головы.

Если отмечаются перечисленные симптомы, значит нужно посетить офтальмолога, чтобы исключить или подтвердить подозрение на развитие астигматизма.

Однако перед тем как выбрать тот или иной способ борьбы с астигматизмом нужно провести сложную диагностику, которая включает целый комплекс мероприятий.

К ним относятся:

• Консультация офтальмолога, в ходе которой врач выслушивает жалобы больного, обращает внимание на описание зрительных нарушений, наличие сопутствующих симптомов.
  • Осмотр глазных структур, в частности, обследование рефракции, которая осуществляется методом постановки теневой пробы. Перед процедурой возникает необходимость в расширении зрачка.
  • Визометрия – оценка остроты зрения, осуществляется посредством линз цилиндрической формы. Они вставляются в специальную пробную оправу, когда один глаз прикрыт экраном, а второй подвергается коррекции линзами, которые меняются до достижения максимальной четкости зрения.
  • Если предполагается, что астигматизм вызван воспалительными процессами, то применяется биомикроскопия глаза. Метод позволяет выявить дегенеративные заболевания.
  • При подозрении на кератоконус назначается компьютерная кератотопография.

Выявив причины развития патологии, а также определив степень заболевания, врач назначает лечение и коррекцию при помощи очков или линз.

• Консультации и манипуляции
Прием (осмотр с биомикроскопией на щелевой лампе, определением остроты зрения, консультация) врача-окулиста, первичный 1 750
Прием (осмотр, консультация) врача-окулиста, повторный 1 250
Авторефрактометрия (компьютерная диагностика зрения) 500