Глаукома

В клинике «Россимед» ведет прием опытный врач-офтальмолог. Мы используем современные методы диагностики и эффективные способы лечения глазных заболеваний.

Термин глаукома с греческого переводится как «синее помутнение». Он объединяет ряд заболеваний, вызванных повышением уровня внутриглазного давления (ВГД). В результате чего происходит ущемление зрительного нерва до полной его атрофии. На начальной стадии сужается угол зрения, а в конце наступает слепота, которая, к сожалению, не восстанавливается.

Целью лечения выступает контроль за давлением, который позволяет предотвратить прогрессирование болезни и снизить вероятность утраты зрения.

Видимым признаком глаукомы выступает пигментное изменение зрачка, который приобретает зеленоватый оттенок.

Медицинская статистика приводит неутешительные данные относительно развития заболевания. Если сегодня от него страдает порядка 70 млн. человек на всем земном шаре, то в 2020 году врачи прогнозируют, что эта цифра достигнет 80 миллионов.

Что такое глаукома

В основе развития патологии лежит повышение уровня ВГД. Оно подскакивает в результате дисбаланса циркулируемой водянистой влаги между внешней и внутренней камерой глаза. Эта жидкость питает роговицу и хрусталик нужными для нормального функционирования веществами – аскорбиновой и гиалуроновой кислотами, витаминами В-группы, глюкозой, минералами, белками, которые иного пути поступления к преломляющим структурам глаза не имеют.

Причинами повышения уровня давления могут стать как гиперфункция цилиарного тела, которое отвечает за выработку водянистой влаги, так и возникающие препятствия для ее нормального оттока.

Вначале симптомы не проявляются, только с прогрессированием недуга больные начинают жаловаться на искажение зрения. Они видят предметы в темном обрамлении, картинка со временем уменьшается, результатом которого становится так называемое «тоннельное видение».

Виды глаукомы

Классификация заболевания основана на причинах развития.

Так, различают врожденную форму, являющуюся следствием нарушения процессов формирования органов зрения во время внутриутробной жизни. Причинами выступают опухоли, развивающиеся в период беременности, травмы, воспалительные заболевания.

Возникновение патологии у взрослых связано с внешними факторами, которые оказывают влияние на повышение уровня ВГД.

Первичная глаукома характерна для лиц средней возрастной группы с неблагоприятной наследственностью, сахарным диабетом или нарушением в работе щитовидной железы, колебанием кровяного давления, расстройствами нервной системы. Признаки вторичной формы зависят от исходных заболеваний, последствием которых стала глаукома.

Записаться на прием к офтальмологу онлайн

Причины развития глаукомы

Мы уже обозначили первопричины, вызывающие повышение ВГД. Это нарушение оттока жидкости и ее чрезмерное продуцирование. Однако существует и ряд внешних провокационных факторов, вызывающих глаукому, причины которых заключаются в следующем:

• Наследственная предрасположенность.
  • Старческие изменения.
  • Близорукость.
  • Глазные заболевания воспалительного характера.
  • Применение средств, расширяющих зрачки.
  • Сахарный диабет.
  • Дисфункция щитовидной железы.
  • Атеросклероз.
  • Гипотония.
  • Опухоли.
  • Травмы.

Однако появление заболевания может быть вызвано и нарушением психологического состояния пациентов. Поскольку одной из причин снижения зрения является ущемление нерва, то сбрасывать со счетов эмоциональное состояние пациентов не приходится. Постоянное напряжение вызывает сосудистые нарушения, которые ведут к повышению ВГД. Таким образом, в основе психосоматики глаукомы лежат стрессы, затяжные депрессии, нестабильное эмоциональное состояние.

Симптомы глаукомы

Сложность самостоятельного восприятия заболевания заключается в том, что поначалу оно себя не проявляет. При хроническом течении пациенты не отмечают снижения зрения. Это объясняется тем, что фокусировка осуществляется в центральной части сетчатки, где сосредоточено большое количество нейронов, воспринимающих световой поток.

Поэтому четкость изображения не страдает. Однако со временем больные начинают переставать видеть кончик и спинку носа, а затем и расположенные по бокам предметы. Так, постепенно происходит сужение сектора видения, что является главным для глаукомы симптомом. Это свойственно для открытоугольной формы.

Острое течение заболевания вызывает резкое ухудшение зрения. Причинами могут выступать стрессы, при которых происходит сокращение мышц радужной оболочки, и она плотно прилегает к хрусталику. Расширение зрачка после долгого пребывания в темном помещении также способно вызвать острое течение болезни, как применение мидриатиков.

При этом отмечаются сопутствующие симптомы в виде тошноты и рвоты, болями пораженного органа, которые распространяются на область над бровью и височную долю, при надавливании на глазное яблоко их интенсивность усиливается, а под рукой ощущается твердое каменистое тело.

Открытоугольная форма проявляется покраснением глаз, цефалгией, усиленным слезотечением, светобоязнью.

Методы диагностики глаукомы

Крайне важно выявить наличие данной патологии в первый период развития, поскольку нарушение зрительной функции не подлежит восстановлению. То есть, при прогрессировании заболевания слепота станет неотвратимой.

Первое, что необходимо сделать – измерить ВГД. Для этого осуществляется тонометрия или суточное мониторирование ВГД. Следующим шагом диагностики является периметрия. Процедура направлена на измерения угла зрения.

Посредством передовых методик удается выявить даже незначительные изменения, неощутимые самим пациентом.

Кроме того, в комплекс диагностических процедур входит обследование глазного дна и состояния кровеносных сосудов.

Осуществляется исследование диска глазного нерва, которое позволяет определить стадию заболевания. Для этого используется лазерная офтальмоскопия.

Для измерения уровня ВГД бесконтактным методом применяется УЗИ глаза. Ультразвуковое обследование позволяет оценить глубину передней и задней камеры, визуализировать все структуры и снять показания их размеров, выявить патологии.

Формы заболевания

Чаще встречается открытоугольная глаукома. Она протекает без выраженных симптомов, неопределяемых самим пациентом до того момента, пока не снижается зрение. Поэтому важно не пренебрегать рекомендациями офтальмологов и проходить осмотры, во время которых можно выявить глаукому в начале развития.

Если у пациента отмечается повышение внутриглазного давления, он ставится на учет. Измерение ВГД осуществляется раз в три месяца.

Поводом для обращения к врачу должны послужить такие признаки, как быстрая утомляемость глаз, неприятные ощущения сдавливания в области глазниц. Характерными для этой формы симптомами являются:

• Обильное слезотечение.
  • Покраснение склер.
  • Чувство песка под веками.
  • Снижение зрительной функции в темное и сумеречное время суток.

Пациенты отмечают появление темных кругов и тумана перед взором, а также при взгляде на источник света вокруг него замечают радужные разводы.

Затруднение оттока жидкости часто происходит при сильной дальнозоркости, наблюдающейся у лиц до 30-летнего возраста. Эта форма носит название открытоугольной глаукомы. Характерным признаком выступает резкий подскок ВГД до уровня 80 мм/р.ст. При этом проявляется сопутствующие симптомы – головная боль, охватывающая область пораженного глаза, височную часть головы, тошнота, достигающая рвоты, общая слабость. Это приводит к тому, что пациенты путают острые приступы с отравлением, мигренью, стоматологическими проблемами.

Чтобы сохранить зрение, нужно своевременно диагностировать заболевание. Поэтому важное место в профилактике занимает регулярные профосмотры.

Кроме того, нужно соблюдать такие рекомендации, как:

• Просмотр телепередач при полноценном освещении помещения.
  • Пятиминутные перерывы после четверти часа чтения или работы за монитором компьютера.
  • Полноценный ночной сон.
  • Достаточная физическая активность.
  • Отказ от никотина и алкоголя.
  • Сбалансированное питание с исключением из рациона, вызывающих сосудистые нарушения продуктов и напитков, повышающих давление.

Если в семейном анамнезе пациента были отмечены случаи глаукомы, то посещение офтальмолога должно происходить не реже одного раза в 3 месяца.

• Консультации и манипуляции
Прием (осмотр с биомикроскопией на щелевой лампе, определением остроты зрения, консультация) врача-окулиста, первичный 1 750
Прием (осмотр, консультация) врача-окулиста, повторный 1 250
Авторефрактометрия (компьютерная диагностика зрения) 500