Макулодистрофия

Естественный процесс старения оказывает влияние на все системы и органы. Исключением не являются и глаза. С возрастом ухудшается зрение. Одной из причин офтальмологи выделяют макулодистрофию. Это заболевание имеет две формы – влажную и сухую. В молодом возрасте рассматриваемая патология встречается крайне редко. Обычно симптомы начинают развиваться после 50 лет. У лиц, переступивших 70-летний рубеж, вероятность патологии возрастает до 75%.

Офтальмологи, изучающие макулодистрофию, среди причин отмечают генетическую предрасположенность, поэтому у ребенка, рожденного от родителей, перенесших дистрофические изменения сосудов сетчатки, вероятность наследования болезни увеличивается.

В клинике «Россимед» в Санкт-Петербурге осуществляется терапия возрастной макулодистрофии глаза с применением передовых методик. На ранних стадиях обнаружение патология легче поддается коррекции. Поэтому рекомендуем как можно раньше обратиться к офтальмологу при обнаружении симптомов заболевания.

• Консультации и манипуляции
Прием (осмотр с биомикроскопией на щелевой лампе, определением остроты зрения, консультация) врача-окулиста, первичный 1 750
Прием (осмотр, консультация) врача-окулиста, повторный 1 250
Авторефрактометрия (компьютерная диагностика зрения) 500
Коррекция зрения (подбор простых очков) 950
Коррекция зрения астигматическая (подбор сложных очков) 1 200
Коррекция зрения пресбиопическая 950
Лечебная блокада халязиона (без стоимости лекарств) 1 250
Удаление халязиона 5 600
Взятие посева (офтальмология) 350
Удаление инородного тела с роговицы 900
Удаление инородного тела с конъюктивы 500
Удаление ресниц при трихиазе (1 глаз) 400
Удаление конкрементов конъюктивы 950
Вскрытие кисты с конъюктивы 890
Удаление контагиозных моллюсков (за 1 шт) 250
Подконъюктивальная иньекция 1 глаз (без стоимости лекарств) 850
Вскрытие гнойных заболеваний области глаз 2 000
Удаление папиллом, атером в области глаз до 0,2 см ( за 1 образование) 1 250
Наложение повязок, лечебная перевязка 750
Тонометрия по Маклакову 450
Исследование глазного дна с асферической линзой на щелевой лампе (2 глаза) 1 250
Флюоросценновая проба (инстилляционная) оба глаза 700
Цветная слезно-носовая проба 700
Зондирование слезного канала с промыванием слезно-носовых путуй (со стоимостью анестезии (1 глаз) 1 400
Массаж век (оба глаза) 700
Проба Ширмера 400
Инстилляция капель, закладывание глазной мази за веко (1 глаз) 400
Суточная тонометрия (измерение ВГД 2 раза в день , 5 дней) 2 100
Курс трофической терапии с коньюктивальными инъекциями № 10 (или под кожу висков) оба глаза 9 600
Предбульбарные (ретробульбарные) инъекции , 1 инъекция, без стоимости препарата 1 400
Забор рестниц на Демодекс 950
Гониоскопия 350

Макулодистрофия представляет собой дегенеративный процесс, затрагивающий ту область сетчатки глаза, которая отвечает за центральное зрение. В этой области формируются новые сосуды или нарушается их проходимость, что приводит к кислородному голоданию и дефициту поступающих питательных веществ. В результате зрение снижается, перед взором появляется темное пятно, что мешает вести привычный образ жизни.

Причины

На сегодняшний день наука не дает точного ответа на вопрос, чем обусловлены процессы дегенерации в области желтого пятна. Однако установлены провоцирующие факторы, среди которых офтальмологи выделяют:

• Пожилой возраст.
  • Пол. Женщины чаще страдают от заболевания, поскольку живут дольше мужчин. Кроме того, замечена связь влияния гормонов на патологические процессы, происходящие в глазу, поэтому в климактерический период вероятность развития дегенеративных процессов увеличивается.
  • Расовая принадлежность. Установлено, что представители европейских наций страдают от макулодистрофии глаза чаще, чем жители африканского континента.
  • Курение отрицательно сказывается на состоянии сосудов. По этой причине страдают и капилляры, расположенные на сетчатки.
  • Плохое питание. Недостаток витаминов и микроэлементов сказывается на здоровье глаз и остроте зрения.
  • Воздействие ультрафиолетового излучения.
  • Цитомегаловирус.
  • Близорукость.

Кроме того, макулодистрофия сетчатки чаще встречается у людей с избыточным весом и заболеваниями сердца и сосудов.

Важную роль играет профилактика, которая заключается в отказе от курения, коррекции рациона, умеренных физических нагрузках, защите глаз от ультрафиолетовых лучей, посредством ношения солнцезащитных очков и широкополых шляп. Лицам с наследственной предрасположенностью и диспансерным больным рекомендуется проходить ежегодные профилактические осмотры у окулиста.

Симптомы

Чаще встречается сухая форма рассматриваемой патологии, при которой пациенты не испытывают болезненных ощущений. А дегенеративные процессы сетчатки протекают медленно.

Характеризуется макулодистрофия следующими симптомами:

• На начальной стадии человек испытывает затруднения при чтении и письме. Ему требуется хорошее освещение при выполнении мелкой работы.
  • Перед глазами образуется темное пятно с размытыми границами, которое мешает различать лица.
  • Нарушается восприятие прямых линий, они кажутся изогнутыми, зигзагообразными. Искажаются формы предметов.
  • Пациенты теряют ориентацию в пространстве, особенно ночью или при переходе из светлого помещения в темное.
  • Наблюдается светобоязнь.

Некоторые пациенты с макулодистрофией отмечают симптом, при котором возникают зрительные галлюцинации. Перед их взором появляются геометрические фигуры, животные, люди. Боясь неадекватной реакции окружающих, они скрывают от родных и близких такие признаки болезни.

Типы макулодистрофии

Сухая форма встречается у 90% пациентов. Ее характерным признаком является истощение тканей макулы, на которой скапливается пигмент и формируются друзы.

Этот тип заболевания прогрессирует медленно. Поэтому часто обнаруживается на поздних стадиях, когда заметно снижается зрение.

Влажная форма характеризуется образованием новых сосудов за сетчаткой, которые лопаются, что вызывает кровоизлияние. Оно губительно отражается на светочувствительных клетках глаза, что приводит к их отмиранию. В результате отмечается резкое снижение зрения.

Офтальмологи различают два типа влажной макулодистрофии:

• При скрытой форме новые сосуды формируются медленно, а кровоизлияния имеют небольшой объем. Поэтому снижение зрительной функции протекает постепенно.
  • При классической наблюдается стремительный рост новых сосудов. Формируются рубцы. Зрение утрачивается быстро.

Кроме того, в классификации принято использовать такие понятия, как первичная макулодистрофия. Она связана с естественным старением организма.

Вторичная встречается чаще. Обычно она развивается на фоне иных глазных заболеваний, например, астигматизма, близорукости, травмах глаза.

Стадии

Сухая форма прогрессирует медленно и проходит три этапа развития.

I – Пациенты не отмечают симптомов, которые свидетельствуют о нарушении функций зрительного аппарата. Однако при визуальном осмотре, врач может заметить небольшое количество сформировавшихся друз. Они отличаются размерами.

II – промежуточная стадия характеризуется появлением перед взором темного пятна с размытыми границами. При осмотре обнаруживается несколько друз среднего размера или одна большая.

III – на этой стадии пациентам сложно читать и различать лица. Снижается центральное зрение из-за деструкции светочувствительных клеток, которые подвергаются некрозу.

Пятно, возникающее перед взором, увеличивается в размерах и становится темнее.

Прогрессирующее ухудшение зрения и наличие характерных симптомов позволяют офтальмологу сделать предположение о том, что пациент страдает от макулодистрофии. Однако для постановки точного диагноза, кроме изучения жалоб, потребуется провести ряд исследований:

Определение остроты зрения на каждом глазу посредством визиометрии. Обычно ухудшение видимости свидетельствует о поражении сетчатки в области макулы.

• Выявление скотомы – пятна в поле зрения осуществляется посредством периметрии.
  • Офтальмоскопия позволяет визуализировать друзы, вновь сформировавшиеся сосуды, очаги кровоизлияния.
  • Флюоресцентная ангиография – исследование капилляров сетчатки с использованием контрастного вещества.

Кроме того, при постановке диагноза применяется тест Амслера. Пациенту предлагается поочередно каждым глазом рассмотреть листок бумаги, на который нанесена сетка из прямых линий. Если больной видит их волнообразными или искривленными, это указывает на наличие патологии.

Прогноз

Макулодистрофия на сегодняшний день является неизлечимой болезнью. Однако современные методы транссудативной и лазерной терапии позволяют приостановить дегенеративные процессы, происходящие на сетчатке глаза и замедлить утрату остроты зрения.

Памятка: у пациентов с близорукостью и астигматизмом макулодистрофия диагностируется сложнее. Поэтому им рекомендуется проходить ежегодное всестороннее обследование у офтальмолога.