Пресбиопия

После сорока лет многие люди испытывают сложности при работе на близком расстоянии – это чтение печатных и электронных текстов, письмо, шитье и другие виды деятельность, связанные с рассматриванием мелких предметов, которые становятся размытыми и нечеткими.

Эти симптомы говорят о наличии пресбиопии, возникновение которой не является заболеванием глаз, а представляет собой нормальный физиологический процесс. Таким образом старческой дальнозоркости избежать не удается практически никому. Исключение составляют лишь те, у кого наблюдается врожденная близорукость, причем с диоптриями -3, -5. Это происходит за счет компенсации зрительных процессов. Так, тем, кто в молодости плохо различал удаленные предметы иногда удается избежать ношение корректирующих дальнозоркость очков в старости.

Чтобы понять значение термина пресбиопия, необходимо разобраться в строении органов зрения. Не вдаваясь в анатомические подробности, можно сказать, что утрата четкости видения на близком расстоянии, связана с изменением функций и свойств хрусталика. Он с возрастом теряет эластичность и способность аккомотации, то есть фокусирование изображения на определенном расстоянии.

Следует правильно воспринимать пресбиопию, осознавая, что это не болезнь, а нормальный процесс старения. Современная офтальмология предлагает эффективные методы коррекции зрения, которые помогают взрослым пациентам при развитии дальнозоркости сохранять возможность четкого видения предметов, расположенных на близком расстоянии. Подбор очков и контактных линз правильной диоптрии, позволяют продлить остроту зрения на долгие годы. Для коррекции зрения обращайтесь к опытным врачам-офтальмологам клиники «Россимед» в Невском районе Санкт-Петербурга.

• Консультации и манипуляции
Прием (осмотр с биомикроскопией на щелевой лампе, определением остроты зрения, консультация) врача-окулиста, первичный 1 750
Прием (осмотр, консультация) врача-окулиста, повторный 1 250
Авторефрактометрия (компьютерная диагностика зрения) 500
Коррекция зрения (подбор простых очков) 950
Коррекция зрения астигматическая (подбор сложных очков) 1 200
Коррекция зрения пресбиопическая 950
Лечебная блокада халязиона (без стоимости лекарств) 1 250
Удаление халязиона 5 600
Взятие посева (офтальмология) 350
Удаление инородного тела с роговицы 900
Удаление инородного тела с конъюктивы 500
Удаление ресниц при трихиазе (1 глаз) 400
Удаление конкрементов конъюктивы 950
Вскрытие кисты с конъюктивы 890
Удаление контагиозных моллюсков (за 1 шт) 250
Подконъюктивальная иньекция 1 глаз (без стоимости лекарств) 850
Вскрытие гнойных заболеваний области глаз 2 000
Удаление папиллом, атером в области глаз до 0,2 см ( за 1 образование) 1 250
Наложение повязок, лечебная перевязка 750
Тонометрия по Маклакову 450
Исследование глазного дна с асферической линзой на щелевой лампе (2 глаза) 1 250
Флюоросценновая проба (инстилляционная) оба глаза 700
Цветная слезно-носовая проба 700
Зондирование слезного канала с промыванием слезно-носовых путуй (со стоимостью анестезии (1 глаз) 1 400
Массаж век (оба глаза) 700
Проба Ширмера 400
Инстилляция капель, закладывание глазной мази за веко (1 глаз) 400
Суточная тонометрия (измерение ВГД 2 раза в день , 5 дней) 2 100
Курс трофической терапии с коньюктивальными инъекциями № 10 (или под кожу висков) оба глаза 9 600
Предбульбарные (ретробульбарные) инъекции , 1 инъекция, без стоимости препарата 1 400
Забор рестниц на Демодекс 950
Гониоскопия 350

Причины

Пресбиопия возникает из-за нарушения функций целого ряда структур органов зрения. Так, аккомодация, которая означает фокусирование предметов на разном расстоянии, с возрастом постепенно утрачивается. К тридцати годам наполовину, к сорока на 2/3, а к 60 и вовсе пропадает.

Кроме того, при пресбиопии, причины которой заключаются в ослаблении ресничной мышцы, удерживающей хрусталик, наблюдается нарушение фокуса, который формируется не на сетчатке, а за ней.

Таким образом, человек перестает четко различать близкорасположенные предметы и ясно видит удаленные. Между тем при миопии (близорукости) этот процесс происходит значительно дольше, а симптомы проявляются в более старшем возрасте.

Следует отметить причины, которые оказывают влияние на раннее развитие пресбиопии:

• Нарушение обмена веществ.
  • Сахарный диабет.
  • Атеросклероз.
  • Гиповитаминоз.
  • Артериальная гипертония.
  • Воспалительные заболевания глаз, например, конъюнктивит.
  • Астигматизм.
  • Травмы и офтальмологические операции.

В группу риска раннего развития пресбиопии входят лица, чья профессиональная деятельность связана с нагрузками на глаза. Это люди, проводящие длительное время за монитором компьютера, лаборанты, ювелиры, граверы. Неправильный образ жизни, плохое питание и пагубные привычки отрицательно сказываются на общем состоянии организма и на зрении в частности. Поэтому не следует пренебрегать простыми правилами ЗОЖ, чтобы отсрочить процесс старения органов зрения и сохранить четкое видение как можно дольше.

Симптомы

Первые признаки возрастной пресбиопии начинают проявляться в среднем к 40-45 годам.

• Человек при чтении отодвигает текст на 30 сантиметров от глаз. На этом расстоянии буквы становятся четкими. Однако при большем удалении ясность видения вновь исчезает.
  • Изображение обозреваемых предметов становится расплывчатым. Теряется контрастность.
  • Чтение, письмо и работа с мелкими предметами требует яркого и направленного освещения.
  • Пациенты выражают жалобы на головные боли.
  • Отмечается быстрая утомляемость глаз.
  • Слезотечение.

Кроме того, в связи с уменьшением тонуса ресничных мышц отмечаются боли в области переносицы и лба.

К счастью, сегодня пресбиопию, симптомы которой мы описали выше, удается успешно лечить. Конечно, восстановить утраченную остроту зрения не удается, но корректирующие очки, которые подбираются с учетом возраста и индивидуальных особенностей пациента, позволяют выполнять работу на близком расстоянии без утомления.

Если коррекция зрения оказывается неэффективной, офтальмологи прибегают к методам хирургического лечения. Оно заключается в иссечении хрусталика и замене его на искусственный имплант. Этот вид операций показан при наличии катаракты.

Кроме того, сегодня офтальмологи применяют лазерный метод, при котором изменяется поверхность роговицы, что позволяет обеспечить двухфокусное зрение.

Врачи также рекомендуют пациентам использовать глазные капли, действие которых направлено на стимуляцию кровообращения, усиление питания тканей органов зрения, снижение утомляемости. Содержащиеся в них витамины и микроэлементы восстанавливают процессы регенерации клеток глазного аппарата.

Пресбиопия полностью не излечивается, однако, оттянуть процесс развития старческой дальнозоркости можно, если при обнаружении первых признаков обратиться к окулисту.

Врач проведет опрос, выяснит, какие симптомы беспокоят пациента.

Затем приступит к визиометрии, которая осуществляется при помощи таблиц, позволяющих определить степень остроты зрения. Таким способом проверяются оба глаза. Далее, осуществляется рефрактометрия и офтальмоскопия. Измеряется глазное давление.

На основании полученных при обследовании данных, врач подбирает очки. Они могут иметь различные линзы – простые предназначены для работы вблизи. Бифокальные для формирования двухфокусного зрения. Сегодня изобретены новые линзы мультифокальные, которые позволяют хорошо видеть на любом расстоянии.

Существует еще один вид комбинированных очков, которые подходят не всем пациентам. Поскольку предполагают использование разных линз для каждого глаза.

Профилактика

Остановить естественный процесс старения органов зрения не представляется возможным. Однако отсрочить пресбиопию можно. Для этого необходимо ежегодно посещать окулиста, который сможет распознать признаки старческих изменений на стадии, когда их симптомы еще не проявились. Своевременная коррекция позволит приостановить развитие патологических процессов.

Кроме того, офтальмологи рекомендуют придерживаться простых правил, чтобы сохранить ясность зрения на долгие годы.

Для этого нужно:

• Обеспечить достаточную освещенность помещения и рабочего места.
  • При чтении и письме следить за тем, чтобы веки были максимально расслаблены.
  • Работая за компьютером делать перерывы по 10 минут, через каждые три часа.
  • Правильно питаться. В рационе должны присутствовать продукты, содержащие витамины группы В, А и Е.
  • Следить за состоянием внутренних органов и систем.
  • Вести активный образ жизни.
  • Избегать нервных перенапряжений.

Отличной профилактической мерой является тренировка глазных мышц. Для ее осуществления медики предлагают применять различные комплексы упражнений.

Они несложны в исполнении, но эффективны.

Необходимо по нескольку раз в течение дня спокойно вращать глазами, переводя взгляд по кругу.

Массаж представляет собой легкое надавливание на глазные яблоки, при этом расслабляя веки.

Нужно переводить взгляд с близких предметов на дальние. Для этого можно использовать собственный указательный палец. Вытянув в руку вперед, взгляните на него, а затем посмотрите на предметы, расположенные сзади.

При первых проявлениях утраты остроты зрения на близком расстоянии, не откладывайте визит к офтальмологу.