Боль в ухе

Существует ряд патологий слухового аппарата, которые вызывают неприятные ощущения, сказываются на общем самочувствии, снижают качество жизни, мешают заниматься привычными делами. Боль в ухе может возникнуть как у взрослого человека, так и у ребенка. Ее могут вызвать различные патологии и способствующие факторы. В каждом случае ухо может болеть по-разному, например, стрелять, пульсировать, отдавать в шею, висок, челюсть. Иногда возникают такие неприятные ощущения, как заложенность, снижение слуха, посторонние звуки – шум, свист, звон.

Чтобы облегчить постановку диагноза, необходимо правильно описать симптоматику и характер боли, которая может быть резкой и сильной, тупой, давящей и ноющей, нарастать при прикосновении к ушной раковине, сморкании, глотании.

При любых проявлениях необходимо обращение к врачу отоларингологу, который назначит адекватное лечение и проведет нужные процедуры, например, устранит серные пробки методом промывания. Своевременная терапия исключит развитие осложнений.

Чтобы правильно определить причину боли в ухе, запишитесь на прием к отоларингологу в клинику Россимед.

• Консультации
  • ЛОР-манипуляции
Прием (осмотр, консультация) врача-ЛОР первичный 1500 р.
Прием (осмотр, консультация) врача-ЛОР повторный 1300 р.
Вид манипуляции Цена
Удаление серной пробки 1 сторона 700
Промывание носоглотки 600
Перемещение по Проэтцу ("Кукушка") 1 000
Аспирация по Зондерману 900
Промывание лакун миндалин с вводом лекарственного вещества 750
Продувание евстахиевых труб по Политцеру 600
Смазывание слизистой ЛОР органов, турунды с лекарственными веществами, инсуфляция лекарственного порошка 1 процедура 500
Вскрытие фурункула носа 2 500
Введение лекарственного вещества в гортань 650
Пневмомассаж барабанной перепонки 500
Остановка носового кровотечения лекарственными веществами 950
Остановка носового кровотечения – передняя тампонада 1 900
Анемизация слизистой носа 250
Туалет наружного слухового прохода 650
Удаление инородного тела из глотки / гортани 2 250
Удаление инородного тела из уха, носа 1 250
Вскрытие фурункула наружного слухового прохода 1 900
Пункция одной верхне-челюстной пазухи 1 900
Вскрытие одной кисты небной миндалины 1 400
Парацентез одной барабанной перепонки 1 750
Забор мазка из ЛОР органов 400
Забор мазка из зева на BL (дифтерийная палочка) 400
Апликация лекарственных в-в в полость носа и ухо 500
Внутриушной компресс по Цытовичу 600
Безпункционное промывание пазухи носа 1 сторона(без стоимости катетера ЯМИК) 1 900
Внутриносовая блокада 900
Катетеризация слуховой трубы с анемизацией и анестезией 1 000
Взятие гистологии из ЛОР органов 1 (одно) исследование, без стоимости гистологии 900
ОТОСКОПИЯ (без консультации) 400
РИНОСКОПИЯ (без консультации) 400
ФАРИНГОСКОПИЯ (без консультации) 400
Вскрытие паратонзиллярного абсцесса 4 900
Парамеатальная блокада 500
Закрытая репозиция костей носа (без стоимости анестезии) 7 500
Инструментальная санация полости носа 1 000
Прижигание слизистой глотки лекарственными препаратами 450
Аудиометрия 1 400
Промывание полости абсцесса после вскрытия (ЛОР) 950
Промывание верхнечелюстной пазухи через катетер 900
Парамеатальная блокада (1 процедура) 900

Возможные причины боли в ушах

Орган слуха представляет собой сложный аппарат, состоящий из нескольких отделов. В каждом из них может возникнуть воспалительный процесс. В этом случае речь идет о таком заболевании, как наружный, средний или внутренний отит. Существует и ряд иных причин, вызывающих дискомфорт и неприятные ощущения. Однако если болит ухо – это не всегда свидетельствует о наличии патологии.

У здоровых людей вызвать дискомфорт может высокая чувствительность к низким температурам рецепторов, расположенных в слуховом проходе. Для устранения этой проблемы, лечения не требуется. Необходимо лишь избегать воздействия холода, в прохладную погоду надевать головной убор, избегать сквозняков и ветра.

Еще один частый случай, вызывающий боль в ухе у здорового взрослого человека связан с попаданием воды в наружный слуховой проход. Что вызывает размягчение тканей, в результате которого возникает отек.

У любителей подводного плавания и аэропланирования нередко наблюдается нарушение давления в барабанной полости, что вызывает чувство заложенности и боли. Избавиться от неприятного синдрома помогает сильный выдох через нос при зажатии ноздрей пальцами. Во время полетов рекомендуется применять леденцы или жевательную резинку. Постоянное глотание слюны облегчает состояние.

Иногда причиной заложенности и снижения слуха вызывает большое скопление ушной серы или, напротив, ее дефицит.

Если человека беспокоит боль в правом ухе, возможно, она вызвана стоматологическими проблемами, например, кариесом. В такой ситуации неприятные ощущения будут сосредоточены с одной стороны, например, левой. Однако похожее состояние, может вызвать нарушение кровоснабжения мелких артерий, расположенных во внутреннем ухе. А также повышение давления жидкости, находящейся в лабиринте и улитке.

В такой ситуации пациент будет ощущать одностороннюю боль в левом или правом ухе. Состояние сопровождается головокружением, потерей равновесия, тошнотой, рвотой. Каждый приступ вызывает снижение слуха. Эта патология чаще встречается у лиц среднего возраста и требует безотлагательного лечения. Отсутствие терапии может привести к полной глухоте.

Ниже рассмотрим боли в ухе, причинами которых становятся патологические процессы. А также выясним, какие признаки сопровождают основной симптом, как оказать первую помощь и избежать тяжелых последствий.

Боль при заболеваниях уха

Наружный отит редко развивается самостоятельно, обычно это является осложнением после простуды. Характеризуется возникновением воспалительного процесса в ушной раковине и внешнем слуховом проходе. При острой форме пациенты испытывают интенсивную боль, прострелы. Повышается температура и ухудшается общее состояние.

Частой причиной наружного отита становятся механические травмы слухового прохода. Обычно они возникают при расчесывании ушей не предназначенными для этого предметами, например, спичками, шпильками, спицами или зубочистками. Нарушение целостности оболочек слухового прохода становится воротами для проникновения инфекции. Боль в ухе может вызвать фурункул, расположенный на раковине.

Средний отит характеризуется глубоким расположением воспаления, которое локализовано в барабанной полости, где сосредоточено большое количество рецепторов. Это вызывает выраженность синдрома при малейшем воздействии извне. Боль не дает нормально пережевывать пищу и глотать. В результате многие пациенты отказываются от еды. Результатом воспалительного процесса становится повышение температуры. Иногда наблюдается снижение или временная утрата слуха. Дети в возрасте до года тяжело переносят воспаление среднего уха.

Мастоидит – одна из разновидностей заболевания среднего уха. Воспалительный процесс концентрируется в височной кости, а именно в ее мастоидальном отростке. При этом человек испытывает сильную пульсирующую боль. Она сопровождается лихорадкой и слабостью. За ушной раковиной можно обнаружить припухлость и покраснение кожи. Наблюдаются густые выделения из слухового прохода.

Травма уха может возникнуть при ударе, ушибе или падении. Обычно на раковине области вокруг нее развивается гематома (синяк). Если при этом из уха течет кровь или прозрачная жидкость, то, скорее всего, произошел перелом основания черепа.

Баротравма не сопровождается болью, человек ощущает заложенность вследствие нарушения давления в барабанной полости, которое проходит самостоятельно.

У детей часто встречаются случаи, когда в ухо попадают мелкие предметы. Они застревают в слуховом проходе, вызывая боль, заложенность, снижение слуха. Самостоятельные попытки извлечения инородных тел могут привести к травмированию барабанной перепонки и занесению инфекции.

Еще один вид травмы – это обморожение. Если после воздействия низких температур на коже отмечаются покраснения. То пострадавшего достаточно завести в теплое помещение и растереть ухи спиртом. Однако при обнаружении черных пятен и пузырьков, продолжительной и непроходящей боли в ушах потребуется квалифицированная медицинская помощь.

Ожоги в зависимости о степени способны затрагивать как кожные покровы, так и более глубокие участки уха, и даже спровоцировать разрыв барабанной перепонки. Поэтому при получении термических травм необходимо обращаться к врачу.

Опухоли уха встречаются крайне редко. Обычно новообразования располагаются в черепе, глотке или гортани. Вне зависимости от их характера и места локализации сопровождаются болевым синдромом. Поэтому важно своевременно пройти диагностику, которая осуществляется с применением КТ и МРТ.

Синусит характеризуется развитием воспаления в пазухах, расположенных возле носа или в лобной части. При этом болит не только ухо, но и голова и зубы. Отмечается непроходящая заложенность носа. В горле першит, мучает кашель, снижается обоняние, наблюдается отек лица.

Кроме перечисленных патологий боль в органах слуха может наблюдаться при повышении артериального и внутричерепного давления, при аномалиях височно-нижнечелюстного сустава, невралгиях, остеохондрозе шейного отдела позвоночника. В такой ситуации необходимо устранить первопричину.

Часто боль в ушах наблюдается при гнойных процессах, протекающих в горле, например, абсцессе или ангине. Иногда возникает после удаления миндалин.

Врач собирает анамнез, при котором важно правильно описать ощущения и охарактеризовать болевой синдром. Далее, следует осмотр при помощи специальных инструментов. Ставятся тесты для проверки слуха.

Назначаются анализы крови и содержимого ушной раковины.

Проводится аппаратная диагностика с применением УЗИ, рентгена, КГ и МРТ.

К какому врачу обращаться

Заболеваниями органов слуха занимается отоларинголог. Однако если ушные боли спровоцированы другими патологиями, то к лечению привлекаются смежные специалисты. Может потребоваться консультация невролога, нейрохирурга, дантиста.

Последствия и осложнения при отсутствии лечения

Чем бы ни была вызвана боль в ухе, необходимо обратиться к врачу. Если вовремя не принять меры, то могут развиться серьезные осложнения:

• Менингит, энцефалит, абсцесс мозга.
  • Прободение барабанной перепонки.
  • Холестеатома, при которой перекрывается слуховой проход опухолью или кистой.
  • Парез лицевого нерва.

Наиболее частым последствием при отсутствии терапии становится снижение слуха и полная глухота.