Лечение ринита

Рини́т (от др.-греч. ῥίς, род. п. ῥινός — нос) — это синдром воспаления слизистой оболочки носа, одно из самых распространенных заболеваний дыхательных путей в отоларингологии.

Выделяют две формы недуга – острую и хроническую. Чаще встречается первая группа. Такой ринит может проявляться как самостоятельная болезнь, а также возникать в качестве сопутствующего недомогания при других инфекционных патологиях.

В клинике Россимед в Санкт-Петербурге врачи проведут диагностику и назначат своевременное и эффективное лечение.

Симптомы ринита

Рассмотрим признаки острой формы:

1. На начальном этапе наблюдается сухость дискомфортное чувство в носу. Далее происходит набухание слизистой, появляется заложенность.
  2. Влажная стадия. Начинаются трудности с носовым дыханием. Больной жалуется на обильные слизистые выделения.
  3. Нагноение. Постепенно спадает отечность, исчезает заложенность. Выделения – слизисто-гнойные. Выздоровление наступает через 7-10 дней.

Симптоматика хронической формы ринита носит немного иной характер:

• Затруднение дыхания, ухудшение обоняния, регулярные выделения.
  • Чувство жжения, чихание.
  • Головные боли.
  • Сонливость.
  • Возможны небольшие кровотечения.
  • Кожа на крыльях носа становится сухой.

Следует отметить, что каждый из видов патологии имеет свои особенности:

• Для катарального ринита характерна умеренность симптомов.
  • Для аллергического -  щекотание и зуд, которые сопровождаются чиханием, слезотечением.
  • Вазомоторная форма проявляется попеременной заложенностью то одной, то другой полости. Больного может сопровождать чувство слабости, потеря аппетита, нарушение сна.
  • При атрофическом рините в носу образуется большое количество сухих корок, возможны небольшие кровотечения, которые не требуют особого лечения.

Хронический ринит

Данная патология достаточно часто встречается как во взрослом, так и детском возрасте. Заболевание имеет различные виды.

Катаральный ринит может являться продолжением некачественного лечения острой формы или быть последствием попадания микробов глубоко в слизистую.

В некоторых случаях у пациента наблюдается аллергическая реакция слизистой оболочки.

Ринит симптомы и лечение у взрослых зависит, в первую очередь, от того, правильно ли установлена причина недуга. Какие могут быть предрасполагающие факторы?

1. заболевания почек, сердца и сосудистой системы;
  2. искривление перегородки носа;
  3. аденоиды;
  4. синуситы;
  5. профессиональные вредности;
  6. курение, алкоголизм, наркомания;
  7. дисменорея (болезненные месячные).

Кроме того, спровоцировать хронический ринит могут:

• бактериальная, вирусная, грибковая инфекция;
  • патология носовых пазух;
  • травма;
  • летучие токсические соединения (пары серной кислоты, ртути);
  • раздражающее действие внешних факторов (пыль, дым).

При наличии у пациента вышеперечисленных симптомов, врач в большинстве случаев утвердит ринит.

Но, чтобы исключить такие инфекционные заболевания, как гонорея, скарлатина, коклюш, корь, дифтерия и грипп, специалист может назначить риноскопию, при которой дается оценка состояния полости носа. Если есть риск развития осложнений, то проводится рентгенологическое обследование легких, придаточных пазух, среднего уха, а также инструментальная диагностика гортани, глотки и уха.

Физиотерапевтические процедуры

Данный способ обладает хорошей эффективностью, прекрасно зарекомендовал себя в лечении вазомоторного ринита. Наиболее популярные методики:

• лазер. Данный способ направлен на улучшение транскапиллярных обменных процессов в слизистой оболочке, применяется в качестве дополнительного лечения продолжительностью 7-10 дней.
  • Ультразвук. В основе методики - улучшение микроциркуляции в месте воздействия, ускорение процессов заживления и уменьшения воспалений. Процедура выполняется 5-7, преимущественно в утренние часы.
  • ультрафиолетовое воздействие. При этом способе используются светотерапевтические аппараты с длинной волны от 235 до 265 нм. Процедуру проводят утром, на протяжении двух-пяти дней.;
  • Ингаляции – метод, при котором используемые лекарства доставляются к непосредственному месту воспаления, избегая системной циркуляции. Длительность лечения зависит от особенностей протекания недуга.
  • Электрофорез. Процедуру рекомендовано проводить после ингаляции с раствором новокаина тогда, когда у больного повышена чувствительность слизистой. Курс длится 10-13 дней.
  • Иглорефлексотерапия начинается с комплексного воздействия на общие меридианы. Врач вводит иглы в лицевые и сегментарные точки. Длительность курса составляет около 10 дней.

Главная цель всех перечисленных методик - ускорение процесса выздоровления.

Важно знать, что физиотерапия является не основным способом лечения, а сопутствующим.

Медикаментозная терапия

Конечно, чтобы избавиться от ринита, потребуются и специальные препараты:

1. Антибактериальные растворы, капли, мази.  Их используют для воздействия на патогенные микробы в полости носа, а также для лечения заболеваний глотки и горла.
  2. Комбинированные средства, включающие антибиотик, кортикостероиды (компоненты на основе гормонов) и сосудосуживающие вещества.
  3. Противовирусные. Эффективны на ранних стадиях недуга.
  4. Сосудосуживающие препараты.
  5. Мукоактивные средства, которые влияют на вязкость и эластичность слизи, а также ускоряют ее транспорт.
  6. Бактериальные вакцины (лизаты бактерий). Принцип действия схож с прививками. В нос вводятся патогенные бактерии, на которые организм вырабатывает в последствие иммунитет.
  7. Увлажняющие препараты из морской воды.
  8. Лекарства на основе коллоидного серебра.
  9. Гомеопатические средства.
  10. Фитопрепараты.

Главная задача при лечении ринита заключается в устранении первопричины недуга. Только комплексный подход поможет справиться с данной патологией.

Лечение ринита у детей должно начаться с первых дней болезни. Оно включает такие составляющие, как:

1. Воздействие на возбудителя – применение противовирусных препаратов и антибактериальных средств.
  2. Очищение (санация) носовых ходов от скопления слизи проводится у маленьких детей с помощью спринцовки или специального отсоса.
  3. Ингаляции: оптимальный вариант - использование небулайзера.
  4. Сосудосуживающие капли в нос.

Профилактика

Чтобы избежать появления ринита, следует придерживаться определенных действий. Все меры можно условно разделить на несколько групп: первая связана с питанием, вторая – с образом жизни и гигиеной, третья – с медикаментозной терапией.

Чтобы избежать возникновения появления ринита у детей и взрослых, важно укрепить иммунную систему.

Правильное сбалансированное питание, закаливание, физическая активность, полноценный сон, отсутствие стрессовых ситуаций, свежий воздух – все эти факторы напрямую влияют на здоровье человека.

Не менее важно правильно и полностью вылечивать простуду, грипп и прочие респираторные заболевания, особенно это касается детей. Родители должны предельно внимательно следить за самочувствием чада и при первых же признаках обращаться за помощью к профессионалам.

1. Избегайте сквозняков и резких перепадов температур. Но при этом не забывайте регулярно проветривать помещение, так как чистый свежий воздух не только укрепляет организм, но и является губительным для многих патогенных микроорганизмов. Ароматерапия также доказала свою эффективность. Масла уничтожают болезнетворные бактерии.
  2. Спорт и закаливание. Иммунитет ребенка сформирован не до конца, поэтому велика роль закаливаний. Этот способ основан на воздействии на организм контрастных температур с целью укрепления иммунитета.

Перед началом тренировок необходимо соблюдение определенных правил:

• Ребенок должен быть здоров;
  • Учет индивидуальных и возрастных особенностей;
  • Безопасность;
  • Постепенность. Ни в коем случае нельзя начинать процедуру без подготовки.
  • Регулярность проведения.

Закаливание включает в себя обливания холодной водой, солнечные и воздушные ванны, контрастный душ. Самое главное — все делать постепенно и регулярно, чтобы детский организм успевал реагировать на изменения.

Чтобы укрепить иммунную систему ребенка, прогулки на свежем воздухе должны входить в список обязательных с продолжительностью не менее 1,5 часов в сутки.

Воздух, насыщенный кислородом, солнечный свет, воздействие фитонцидов оказываю благоприятное влияние на человека.

1. Правильное питание — это залог здоровья. Пища должна быть богата витаминами и минералами.
  • Приемы следует разбить на 5-6, порция - небольшая.
  • Обязательное потребление злаковых (каши, хлеб грубого помола).
  • Кисломолочные продукты (простокваша, кефир, сыворотка) для восстановления микрофлоры.
  • Диетическое мясо (говядина, кролик, филе индейки и куры), рыба.
  • Фрукты и овощи для восполнения витаминно-минерального баланса в организме. Желательно употреблять в свежем виде, так как сохраняется больше полезных микроэлементов.
  • Чистая негазированная вода.

Если в холодный сезон витаминов недостаточно, стоит принимать специальные аптечные комплексы. Предварительно обязательно проконсультируйтесь с врачом.

1. Гигиена — не менее важная составляющая профилактики ринитов. Мытье рук перед едой и после посещения улицы, влажная уборка в помещении, наличие индивидуальных предметов туалета.

В аптеке можно купить растворы на основе морской соли, которыми рекомендуется регулярно промывать нос. Особенно актуальна такая методика в период эпидемий вирусных инфекций. Препараты абсолютно безопасны и подходят детям.

Помните, что при отсутствии адекватного лечения ринит может привести к таким осложнениям, как гайморит, синусит, полипы в носу, воспаление среднего уха.