ПН - ПТ 8:30 - 21:00

Сб 8:30 - 20:30; ВСКР 9:00 - 15:00

Колл-центр - ежедневно

Эндоскопия ЖКТ

Современная медицинская наука располагает такими средствами диагностики, о которых несколько десятилетий назад врачи даже не могли мечтать. Сейчас специалисты имеют возможность подробно изучать внутренние органы и проводить их лечение без оперативного вмешательства. Эндоскопия желудка – именно такой метод. Кроме того, эндоскоп используется в хирургии, гинекологии, пульмонологии и многих других областях медицины.

Особенности эндоскопии

Процедура проводится с помощью эндоскопа – гибкой трубки, на конце которой размещена видеокамера. Сигнал от камеры передается по оптоволокну на компьютер врача. Помимо камеры, на конце трубки есть источник освещения. Эндоскопия позволяет получить подробную картину о состоянии внутренних органов в режиме реального времени. Она назначается как самостоятельное средство диагностики или как процедура перед рентгеном желудка с барием. Продолжительность процедуры составляет всего несколько минут. Для получения успешного результата нужно соблюдать несколько правил:

• Эндоскопия желудка проводится в строго определенном положении. Для этого пациенту нужно лечь на кушетку на левый бок, а правую ногу согнуть в колене и подтянуть к животу.
  • Чтобы врач видел четкую картину, пациент не должен сглатывать слюну. В то же время, инородное тело в ротовой полости увеличивает слюноотделение. Поэтому рядом с кушеткой врач обязательно ставит плевательницу или дает пациенту слюноотсос.
  • Конец трубки с видеокамерой вводят в пищевод. Пациенту следует сделать глотательное движение, чтобы эндоскоп не попал в трахею. После этого врач медленно продвигает трубку по пищеводу. Если пациент испытывает боль или дискомфорт, ему следует сказать об этом врачу. Тот немного подвинет трубку назад и через некоторое время продолжит процедуру.
  • Во время работы врача пациенту следует глубоко дышать носом, чтобы не вызвать рвотный рефлекс. Эндоскопия не ограничивается только лишь осмотром пищевода и желудка. Закончив осмотр этих органов, врач немного поворачивает трубку и продвигает ее до двенадцатиперстной кишки. Для получения лучшего изображения в трубку подается воздух. Периодически врач еще раз поворачивает трубку, чтобы получить полную картину о состоянии слизистой.
  • Эндоскопия желудка завершается аккуратным извлечением трубки из пищевода. Дополнительное восстановление не требуется.

Посредством эндоскопа можно не только визуально оценивать состояние внутренних органов. Его используют и для взятия проб тканей для цитологического анализа в лаборатории. Материал для биопсии – исследования на предмет онкологических заболеваний – тоже может быть взять эндоскопом. Для этого на конец трубки надеваются щипцы; пациент при этом не чувствует боли. Сразу после взятия материала его помещают в формалин для сохранения.

На компьютере врач может записывать видео и делать фотографии камерой эндоскопа, которые затем будут приложены к истории болезни. Место исследования выбирается заранее (когда нужно подтвердить или опровергнуть версию опухоли), либо же врач смотрит всю площадь внутренних стенок желудка. Первый метод называется прицельным, второй – поисковым.

Показания и противопоказания

Эндоскопия желудка и двенадцатиперстной кишки назначается при проблемах с пищеварительной системой. Процедура рекомендуется в следующих случаях:

• Патологии желудка и кишечника, которые на ранних стадиях себя не проявляют, но хорошо заметны в эндоскоп (симптомы гастрита, колита, язвы желудка);
  • Проверка эффективности назначенного лечения;
  • Определение локализации и степени распространения воспалительного процесса;
  • Забор материала для анализа при подозрении на онкологические заболевания;
  • Проведение микрооперации по удалению инородного тела;
  • Диагностика последствий заболеваний ЖКТ, вызывающих трудности с перевариванием и прохождением пищи;
  • Установление источника кровотечений, а также их остановка;
  • Анализ состояния слизистой перед приемом некоторых видов лекарств;
  • Удаление полипов на слизистой органов желудочно-кишечного тракта.

Кроме того, эндоскопия желудка назначается во всех случаях, когда у пациента есть жалобы на боли в животе, но другими методами установить их причину нельзя. Есть у этой процедуры и ограничения. В частности, нужно быть внимательными в следующих случаях:

• При воспалении дыхательных органов и хронической астме;
  • При стенокардии и гипертонической болезни. Врач должен назначить пациенту курс препаратов, которые скорректируют нарушения в сердечной деятельности на время эндоскопии;
  • При гастрите в стадии обострения и язве с вероятностью перфорации.

Есть еще и ряд заболеваний, при которых эндоскопию проводить нельзя:

• Внутреннее варикозное расширение вен;
  • Психические расстройства;
  • Геморрагический диатез;
  • Сужение и язва пищевода;
  • Рак пищевода;
  • Инсульт, инфаркт, атеросклероз;
  • Легочная и сердечная недостаточность 1-2 степени;
  • Ожирение;
  • Выраженная слабость и усталость организма.

Подготовка к эндоскопии

Подготовка к эндоскопии включает в себя несколько этапов. Как ни странно, наибольшие проблемы бывают связаны со страхами пациентов. Задача врача – убедить их в важности процедуры и ее безболезненности. Особый подход должен быть к пациентам с повышенной нервозностью. А вот детям эндоскопия обычно не назначается, так как даже самый спокойный ребенок переносит ее с трудом.

После психологической подготовки врач разъясняет другие правила подготовки к процедуре. Больному следует заранее сообщить об аллергии на препараты, ранее перенесенных заболеваниях и курсе лечения, который он сейчас проходит. Эндоскопия желудка проводится натощак. Пищу необходимо принять как минимум за 10 часов до приема у врача. Допускается пить негазированную воду в небольших количествах. В противном случае, врач не получит четкую картину на мониторе. От курения также следует воздержаться.

Непосредственно в клинике врач за полчаса до эндоскопии дает пациенту сульфат атропина и, при необходимости, успокоительные препараты. Если пациент плохо переносит инородной тело в ротовой полости и горле, он может попросить врача спрей, снижающий чувствительность рецепторов. Больным в тяжелом состоянии делают инъекции седативных препаратов или дают общий наркоз. Для защиты трубки эндоскопа пациенту выдается пластиковая капа.

Эндоскопия желудка в Санкт-Петербурге с помощью современного оборудования проводится в клинике «Rossimed». У нас эту процедуру можно пройти по направлению из других лечебных учреждений или по назначению нашего врача. Мы гарантируем индивидуальный подход к каждому пациенту, безболезненность процедуры и достоверные результаты по итогам диагностики.