ПН - ПТ 8:30 - 21:00

Сб 8:30 - 20:30; ВСКР 9:00 - 15:00

Колл-центр - ежедневно

Болезнь Альцгеймера

В клинике «Россимед» ведет прием опытный врач-невролог. Мы используем современные методы диагностики и эффективные способы лечения неврологических заболеваний.

По данным Всемирной организации здравоохранения сегодня на планете насчитывается 26,2 млн. человек, у которых зарегистрирована болезнь Альцгеймера. Однако прогнозы ВОЗ не утешительны. Специалисты считают, что число пациентов к 2050 году увеличится в 4 раза. При этом от старческого слабоумия чаще страдает население развитых стран, поскольку здесь продолжительность жизни гораздо выше.

Чаще проявляется болезнь у лиц в возрасте старше 65 лет. Однако может встречаться у молодых людей и даже подростков. В основном ранняя деменция обусловлена синдромом Дауна.

На сегодняшний день болезнь Альцгеймера и ее причины мало изучены, однако, ученым удалось установить, что наследственный фактор является превалирующим.

Методы диагностики

Болезонь Альцгеймера - это психическое заболевание, которое вызывает гибель нервных клеток головного мозга, отвечающих за передачу импульсов между полушариями. В результате возникновения недуга человек теряет способности четко мыслить, становиться забывчивым, перестает узнавать близких родственников, утрачивает элементарные навыки самообслуживания.

Чтобы точно установить диагноз, сегодня применяют аппаратные методы исследования головного мозга. Однако важную роль играет описание симптомов, причем не столько самим пациентом, как его родственниками, которые первыми замечают нарушения в поведении больного.

После тщательного сбора анамнеза, включая семейный, врач назначает ряд исследований.

МРТ, КТ головного мозга позволяют визуализировать отдельные участки и оценить состояние нейронных связей, установить наличие отмерших клеток и их объем. ЭЭГ проводится для оценки электрической активности мозга.

Кроме того, пациентам назначается ряд лабораторных анализов, которые при снижении α-β-42 и повышении тау-протеина подтверждают предварительный диагноз.

Генетический фактор развития

Большинство врачей склоняется к тому, что первой причиной возникновения болезни Альцгеймера становится наследственная предрасположенность. Причем ученые различают три типа генов, мутация которых приводит к проявлению заболевания. Чаще генетический сбой происходит в 14-й хромосоме. От этой патологии страдает до 70% всех пациентов, а вероятность передачи по наследству составляет практически 100%.

До 5% заболеваемости наблюдается, когда мутируют гены в 21-й хромосоме. Такая патология проявляется в раннем возрасте и присутствует при синдроме Дауна.

Реже встречаются нарушения в 1-й хромосоме. Риск передачи болезни по наследству существенно снижается, вероятность наследования присутствует при наличии сопутствующих патологий, которые разделяют на три группы. Они отличаются разной степенью корригирования.

Не поддающимися коррекции факторами являются:

• Преклонный возраст
  • Травмы черепа, включая родовые
  • Пережитые сильные психологические стрессы

К категории частично поддающимся коррекции факторам относятся состояния, при которых возникает кислородное голодание клеток, расположенных в коре головного мозга. Причинами гипоксии становятся:

• Атеросклероз.
  • Гипертония.
  • Нарушение липидного метаболизма, при котором повышается уровень содержания жиров в крови.
  • Сахарный диабет.
  • Общая гипоксия, вызванная заболеваниями сердца, сосудов, легких.

Своевременная терапия перечисленных патологий оттягивает развитие Альцгеймера, увеличивает продолжительность полноценной жизни пациентов.

Также к поддающимся коррекции факторам относятся:

• Лишний вес.
  • Сидячий образ жизни, недостаток физических нагрузок и подвижности.
  • Сниженная умственная активность.
Записаться на прием к неврологу онлайн

Факторы повышенного риска

Следующие факторы увеличивают вероятность старческой деменции, мало отличающейся от провоцирующих развитие сердечно-сосудистых патологий. К ним следует отнести:

• Гиподинамию.
  • Ожирение.
  • Табакокурение.
  • Злоупотребление алкоголем.
  • Диабет II-типа.
  • Артериальную гипертензию.
  • А также питание со скудным содержанием витаминов.

Кроме того, отсутствие умственных нагрузок, приводит к быстрому отмиранию нейронов. Как тело нуждается в физических упражнениях для сохранения здоровья и тонуса, так и мозгу необходимы интеллектуальные тренировки, для улучшения памяти и умственных способностей.

Кроме того, ухудшается состояние пациентов, которые длительное время остаются в одиночестве или, напротив, оказываются в окружении большого количества незнакомых людей. Смена обстановки, жара, темнота, бесконтрольный прием медикаментов, инфекции не лучшим образом сказываются на состоянии пациентов. Оно усугубляется и может привести к развитию таких осложнений, как:

• Пневмония у тяжелых больных.
  • Появление пролежней.
  • Утрата навыков самообслуживания.

Признаки болезни

На начальном этапе явные проявления характерных симптомов не наблюдаются, можно отметить некоторые изменения в поведении. Их обычно списывают на старческие физиологические процессы, поэтому обращение к врачу откладывается.

Типичными для болезни Альцгеймера симптомами, которые проявляются в начальной стадии, становиться невнимательность, рассеянность, забывчивость, а также психоэмоциональная нестабильность.

Причем потеря памяти на события давних лет восстанавливается при ассоциативных подсказках. Утрата умственной способности проявляется сменой интересов. Например, пациент раньше любил читать, теперь он с большим удовольствием смотрит телевизор. Нарушаются способности восприятия информации и окружающей действительности. Люди теряют ориентацию в пространстве и времени.

С прогрессированием заболевания появляются нарушения психики. Поначалу пациентов мучает бессонница, тревожные мысли, апатия и тоска. Впоследствии возникают бредовые состояния, галлюцинации, развивается мания преследования. В условиях тяжелого течения требуется медикаментозное лечение, которое заключается в приеме антидепрессантов и психотропных препаратов.

Формы болезни и стадии

Первые признаки начинают давать о себе знать за много лет до начала клинических проявлений Альцгеймера. Обычно им не придают значения, как сами пациенты, так и их родственники. Однако наступает момент, когда больные затрудняются вспомнить произошедшие недавно события, тогда как память хранит в подробностях, происшествия давно минувших дней.

Пациенты испытывают необъяснимое беспокойство, проявляют эмоциональную нестабильность, впадают в депрессии. Такие изменения отмечаются на первой стадии.

На последнем этапе выражены явные признаки психического расстройства – бред, галлюцинации, неспособность узнавать близких, отсутствие возможности самостоятельно принимать пищу, выполнять гигиену тела и передвигаться.

Медики различают следующие стадии:

• Преддеменция, которая характеризуется снижением памяти, трудностями освоения новой информации.
  • Начальная стадия выражается незначительными расстройствами умственных способностей, раздражительностью, рассеянным вниманием.
  • Умеренная деменция сопровождается потерей долговременной памяти и утратой бытовых навыков.
  • Тяжелая форма характеризуется расстройством когнитивных функций. Пациенты утрачивают способность выполнять элементарные действия. Их физическая активность постоянно снижается, достигает предела, когда больной перестает передвигаться по комнате и практически не покидает постель. В результате мышцы подвергаются атрофии, на коже появляются пролежни. Пациент не может сам принимать пищу, что приводит к сильному истощению.

Необходимо понимать, что болезнь Альцгеймера неизлечима, единственное, что может на сегодня сделать медицина, и то лишь на начальном этапе развития – отсрочить ее прогрессирование. Поэтому крайне важна ранняя диагностика и вовремя начатое лечение.

Мануальный терапевт, невролог, иглорефлексотерапевт

• Консультации и манипуляции