ПН - ПТ 8:30 - 21:00

Сб 8:30 - 20:30; ВСКР 9:00 - 15:00

Колл-центр - ежедневно

Болезнь Паркинсона

В клинике «Россимед» ведет прием опытный врач-невролог. Мы используем современные методы диагностики и эффективные способы лечения неврологических заболеваний.

Паркинсонизм – это довольно распространенная патология, которая встречается у каждого сотого жителя земли, перешагнувшего 60-летний рубеж. Причем национальная принадлежность не играет роли, а вот пол определяет частоту заболеваемости. Так, женщины реже подвергаются недугу. Медики констатируют неутешительный прогноз при отсутствии адекватной терапии. Смерть ожидает пациентов уже спустя 10 лет после первого появления симптомов.

Несмотря на то что заболевание характерно для пожилых людей, оно встречается и у людей в возрасте до 45 лет.

Описание заболевания

Паркинсонизм развивается в результате разрушением нейронов определенных участков головного мозга. Клинически это проявляется в виде тремора конечностей, замедления двигательной активности, снижения мыслительных способностей, депрессий.

У пациентов отмечаются и такие симптомы, как нарушение координации движений. Возникают сложности с удерживанием равновесия. Походка становится неустойчивой, а тело приобретает характерное положение, при котором корпус наклонен вперед, руки согнуты и притянуты к туловищу, колени не разгибаются – так называемая поза просителя.

Изменения касаются и черт лица. Из-за снижения двигательной активности мышц, человек реже моргает, его взгляд становится пронзительным и тяжелым. Нарушение работы мимических мышц приводит к искажению речи, появлению монотонности.

Дрожание пальцев рук мешает совершать привычные действия. Нарушение мелкой моторики сказывается на почерке, который становится нечетким, буквы к концу строки уменьшаются в размере.

Тремор отмечается не только в конечностях. Дрожат язык, губы, нижняя челюсть, нарушается глотательный рефлекс, что вызывает обильное слюноотделение.

Иногда сопутствуют болезни Паркинсона симптомы вегетативных патологий.

Причины возникновения

Современная медицина хорошо изучила механизм развития этого недуга, однако, установить точные факторы его возникновения пока не удалось. Между тем подавляющее большинство специалистов сходится во мнении, что основными причинами являются наследственная предрасположенность и физиологические возрастные изменения, которые происходят в организме.

Кроме того, среди провоцирующих факторов врачи отмечают неблагоприятную экологическую ситуацию. Исследования показали, что заболеваемость возрастает среди населения больших городов. В результате сильной загазованности, высокого электромагнитного поля, выбросов токсичных отходов в атмосферу крупными промышленными предприятиями возникновение болезни приобретает глобальные масштабы.

Среди причин заболевания также следует отметить инфекционные поражения мозга, например, энцефалит.

Болезнь развивается и после перенесенных травм черепа, а также является результатом опухолей головного мозга.

Сопутствующая клиническая картина

Кроме описанных выше признаков при паркинсонизме отмечаются нарушения вегетативной нервной системы. Это проявляется расстройством сократительной функции кишечника. Что приводит к затруднению приема пищи и жидкостей. Иногда даже сложно бывает выпивать лекарственные средства, назначенные для лечения Паркинсонизма. В такой ситуации таблетированные препараты приходится менять на инъекции.

К сопутствующим признакам следует отнести ухудшение кровоснабжения мозга, в результате которого у больных при резких движениях возникает сильное головокружение и даже обморочные состояния.

Не остается в стороне и психическая сфера, при болезни Паркинсона причины заключаются в нарушении когнитивной функции. У пациентов снижаются умственные способности, они перестают трезво рассуждать, утрачивают способность выражать мысли. Познавательная деятельность снижается до такой степени, что развивается слабоумие.

Формы и стадии заболевания

Паркинсонизм протекает медленно, при этом проходит несколько этапов развития. К ним относят:

• Нулевую стадию, при которой тремор отсутствует.

С прогрессированием заболевания наступают следующие стадии:

• I – проявления симптомов носит односторонний характер.
  • II – болезнь охватывает обе стороны тела. Но на удержание равновесия это не оказывает влияния.
  • III – неустойчивость нарастает, но пациент не утрачивает способности самостоятельного передвижения.
  • IV – отмечается нарушения мышечной активности.
  • V – больной инвалидизируется. На этой стадии ему нужна постоянная посторонняя помощь и уход.

Чтобы избежать столь серьезных последствий, необходима ранняя диагностика. Своевременно начатая борьба с недугом позволит продлить трудовую и бытовую активность людей, страдающих паркинсонизмом.

Записаться на прием к неврологу онлайн

Симптомы

Поскольку течение болезни медленное, то вначале ее признаки сложно заметить. Обычно пациенты жалуются на боль в руках и ногах, которую часто ошибочно связываются с патологиями позвоночника. Однако с прогрессированием недуга начинают проявляться характерные симптомы.

• Тремор. Он охватывает отдельные участки конечностей, губы, язык, нижнюю челюсть. Особенно сильно дрожат большой и указательный пальцы рук, поэтому создается впечатление, что больной пересчитывает монеты или перекатывает круглый предмет.
  • Ригидность. Это состояние характеризуется повышением тонуса мышц. Активность разгибательных мышц снижается, в результате тело больного приобретает типичную позу просителя.
  • Брадикинезия, выражается снижением мышечной активности. Мимика практически отсутствует, взгляд тяжелеет и приобретает оттенок пронизывающего. Речь замедляется, становится приглушенной.
  • Поступательная неустойчивость выражается в сложности удерживать равновесие. Походка становится шаркающей и семенящей, что приводит к частым падениям и травмами.

Кроме того, страдает и психика пациентов. Деменция развивается на последних стадиях паркинсонизма. Однако уже в начале заболевания отмечаются такие расстройства, как депрессии, подавленность, раздражительность. Пациенты избегают контактов с людьми, даже из ближнего окружения. Отмечается нарушения сна, мучают кошмары.

Присутствует и ряд других симптомов:

• Наблюдается половая дисфункция.
  • Мышечные спазмы и боли.
  • Общая слабость и быстрая утомляемость.

Необходимо отметить, что симптоматика носит индивидуальный характер, поэтому у некоторых больных могут быть выражены одни признаки, а у иных другие.

Поскольку на начальном этапе болезнь протекает без выраженных симптомов, то ее замечают обычно уже на стадии появления тремора. Однако и это нельзя считать критерием для постановки точного диагноза. Врачу предстоит установить неврологический статус больного, выслушать его жалобы, а также провести ряд аппаратных исследований, для исключения иных патологий.

Единственно достоверным методом диагностики на сегодня является позитронно-эмиссионная томограмма. Она заключается во введении в организм специального вещества, накопление которого в определенных участках головного мозга дает возможность констатировать болезнь Паркинсона. Однако этот метод является дорогостоящим, и мало в каких клиниках применяется.

Поэтому диагноз ставится на основании сочетания нескольких типичных симптомов. Например, вместе с тремором в диапазоне от 4 до 6 Герц должны присутствовать ригидность мышц и поступательные нарушения.

На поздних стадиях установить наличие болезни легче. О ней свидетельствует типичная поза тела, наличие характерного дрожания большого и указательного пальцев, выраженный тремор ног, шаркающая семенящая походка.

На основании полученных объективных данных врач определяет степень болезни и назначает лечение. Оно направлено на устранение симптомов, полного выздоровления на сегодняшний день достичь не удается.

Профилактика заключается в поддержании активного образа жизни, сбалансированном питании, исключении контакта с отравляющими веществами.

Мануальный терапевт, невролог, иглорефлексотерапевт

• Консультации и манипуляции