ПН - ПТ 8:30 - 21:00

Сб 8:30 - 20:30; ВСКР 9:00 - 15:00

Колл-центр - ежедневно

Боли в спине и пояснице

В клинике «Россимед» ведет прием опытный врач-невролог. Мы используем современные методы диагностики и эффективные способы лечения сердечных заболеваний.

Боли в спине и пояснице относятся к неспецифическим симптомам: являются признаком огромного списка патологий: начиная от дисфункции внутренних органов (почек, репродуктивной системы у мужчин и женщин) до психосоматики. Поэтому специалисты рекомендуют обратиться к доктору при ощущении болезненности, чтобы не допустить осложнений и сразу начать терапию.

К какому врачу обращаться?

Большинство пациентов сначала идет на прием к терапевту, который по результатом осмотра выписывает лечение или направляет больного к узкому специалисту неврологу. После травмы надо записываться к травматологу. Главное – не затягивать с визитом. Опытный врач в состоянии быстро определить причину недомогания.

Симптомы

1. Резкая, простреливающая боль в области поясницы и посредине спины. Когда человек принимает положение «лежа», то неприятные ощущения стихают.
  2. Дискомфорт носит периодический характер.
  3. Слабость.

Особого внимания заслуживают вторичные боли, то есть когда их причина – скрытый недуг. Для предупреждения развития болезни с визитом к доктору тянуть не стоит. Патологический процесс постепенно усугубляется, не исключен «переход» воспаления на соседние органы.

Симптомы, указывающие на то, что боли в спине не связаны напрямую с состоянием позвоночника:

• Резкая потеря массы тела: косвенный признак онкологии;
  • Неприятные ощущения при мочеиспускании, частые позывы говорят о пиелонефрите или других инфекционных процессах в почках и мочевыводящих путях;
  • Болезненность усиливается, когда человек лежит, или утром: косвенно указывает на болезнь Бехтерева;
  • Лихорадка;
  • Отклонение от нормы в коагулограмме, в иммунологическом анализе крови и ОАК: повышенная свертываемость, низкий уровень гемоглобина, высокая СОЭ и показатель С-реактивного белка;
  • Снижение кальция в костях: дефицит может быть вызван приемом определенного рода лекарств, остепорозом;
  • Отклонения неврологического характера, которые указывают на поражение спинного мозга: снижение чувствительности кожных покровов, нарушения дефекации и мочеиспускания;
  • Отсутствие положительной динамики после четырехнедельной терапии основного недуга.

Кроме того, в зоне риска юноши до 20 (подростки) и женщины после 50 (в период менопаузы): у них повышена вероятность развития остеопороза. Особого внимания требуют пациенты, перенесшие траву, не важно, как давно она произошла.

Причины болей в пояснице

Недомогание свойственно всем: и молодым, и пожилым. Дискомфорт может возникать на фоне:

• Переохлаждений;
  • Повышенных физических нагрузок;
  • Резких телодвижений, когда человека словно «замораживает» в определенном положении;
  • Избыточной массы тела.

Вторичный болевой синдром формируется из-за сопутствующих патологий позвоночника: радикулит, спондилез, грыжа, смещение позвонков, выпадение межпозвоночного диска.

Когда «тянет» с одной стороны поясницы (справа или слева), то причину следует искать в дисфункции внутренних органов. Например, в гинекологии многие отклонения характеризуются этим симптомом (полипы в матке, воспалительные процессы).

Записаться на прием к неврологу онлайн

Причины боли в спине

Обстоятельства, провоцирующие неприятные ощущения:

1. Остеохондроз: по-другому его называют спондилез. Данное состояние характеризуется уплотнением и последующей деформацией позвонков. На них образуются костные наросты (остеофиты), по строению напоминающие шипы. Из-за этого межпозвоночные диски утолщаются, давя на нервные окончания и кровеносные сосуды. Постоянное раздражение провоцирует боль. Долго считалось, что эта болезнь свойственна пожилым людям из-за эффекта вымывания кальция из костей. Однако, в последние годы ситуация значительно изменилась: из-за малоподвижного (сидячего) образа жизни, плохого питания и экологии остеохондроз все чаще диагностируют у людей до 40 лет.
  2. Воспалительные патологии позвоночника отличаются вялотекущим развитием. Они развиваются в течение долгого срока: на постановку верного диагноза иногда уходит несколько лет. В итоге воспаление приводит к инвалидности и ограничению подвижности. Такой результат бывает, когда человек не обращает внимания на боль, возникающую каждое утро, скованность в области спины, развивающуюся слабость и падение работоспособности. В запущенных случаях позвоночник окончательно теряет гибкость, появляется горб.

Причинами одновременной боли в спине и грудной клетке выступают: кардиологические нарушения, недуги дыхательной системы и ЖКТ (присоединяется дискомфорт в животе), повреждения в этой области, раковые образования.

В медицине существует градация, по которой:

• Тугоподвижность и боли в пояснице: между нижними ребрами и ягодицами, называется люмбалгия;
  • Когда боль отдает в ногу, то состояние именуется термином «люмбоишиалгия».

В процессе выявления истинной причины недомогания очень важно провести хороший и грамотный опрос пациента. Чтобы ответить на вопросы: почему и что делать требуется собрать анамнез. И здесь важно установить характер и степень ощущений. Врач сначала выясняет, как давно болит. Дискомфорт, возникший менее трех месяцев назад, относится к острым, длительное недомогание (свыше 12 недель) считается хроническим. Для последнего характерны периоды стихания активности и моменты обострения.

Иная градация боли – то, как она ощущается: тупая или распространяющиеся на соседние области, например, в бедро, колено, стопу. При беседе врачу важно выяснить присутствуют ли ограничения движений в позвоночнике при обострении. Беспрепятственные движения говорят о механическом повреждении, в частности переломе.

Важно установить, когда именно проявляется боль: при нагрузке, в состоянии покоя, в ночное время. Четкий ответ опытному ревматологу о многом скажет: воспаление в позвоночном столбе. Усиливающийся при движении дискомфорт (при ходьбе, прыжках или беге), говорит о «проекционной боли». Ее обстоятельства кроются в повреждении, защемлении нервов (самая распространенная патология этого спектра – радикулит).

Когда боли в спине проходят на фоне воспаления в коленных суставах, сочленениях кистей и стоп (данный факт устанавливается при опросе), а также дискомфорт ощущается в ягодичной области, пациент жалуется на неясный стул с примесями и падение зрения, то это повод задуматься над проведением дифференцированной диагностики на предмет патологий из разряда спондилоартритов.

Причины болей в пояснице не всегда кроются в болезнях позвоночника или повреждении нервных волокон. Это случается, когда дискомфорт возникает после длительного пребывания в неудобной позе или физических нагрузок. При пальпации (надавливании на некоторые точки на спине) человек отмечает сильную болезненность. Подобные признаки указывают на миофасциальный синдром. Состояние с несущественными изменениями мышечной ткани опасности для здоровья не представляет (не повреждаются нервные корешки, внутренние органы), но мешает вести привычной образ жизни.

В том случае, если нет тревожных признаков (о них мы рассказывали выше), то достаточно устного опроса и осмотра: терапевт в состоянии назначить эффективное лечение. Однако, практика позывает, что таких ситуаций крайне мало, и часто необходимы дополнительные способы проверки для ранней диагностики или профилактики серьезных недугов.

Обследования:

• Общий анализ крови: отражает скорость оседание эритроцитов: повышенное СОЭ говорит о воспалительном процессе в организме. Это может быть инфекция, вирус или причина иммунного происхождения. О том же свидетельствует высокий уровень лейкоцитов. Анемия (недостаток гемоглобина) косвенно указывает на начало формирования опухоли;
  • Анализ мочи требуется, когда боли в поясничном отделе ноющего характера и «распространяются» к нижним ребрам. Когда в тесте выявляются отклонения от нормы, то назначают дальнейшее обследование в этом направлении под наблюдением нефлорога;
  • Рентгенография: информативный и в тоже время недорогой способ проверки состояния позвоночника. На снимке отражаются структурные нарушения, воспаления в суставах, косвенные признаки защемления нервов и их локализация. Степень «прозрачности» позвонков говорит о том, имеется ли остеопороз. Коварное заболевание, поскольку часто сопровождается переломом и сдавливанием рядом расположенных нервных корешков.
  • Послойная томография (МРТ и КТ): требуется, когда рентген выявил повреждения, и решается вопрос о хирургическом вмешательстве. Кроме того, данные методы исследования могут назначить и при подозрениях на присутствии новообразований, чтобы точно установить их размеры, местоположение. Компьютерная томография позволят врачу буквально «увидеть» костную структуру позвоночника, поскольку рентген способен что-то пропустить. Специальная КТ позволяет сделать 3D модель спины пациента или отдельной ее части;
  • Магнитно-резонансная томография: в отличие от двух предыдущих способов не относится к рентгеновским методам. Дает возможность оценить в каком состоянии «мягкие» (накостные) элементы позвоночника: спинной мозг, нервные корешки, сосуды и мышцы. Детально видны грыжи, опухоли и прочие новообразования. Специалист, выполняющий МРТ, выдает заключение, на основании которого врач принимает решение о дальнейшей терапии.

Мануальный терапевт, невролог, иглорефлексотерапевт

• Консультации и манипуляции