ПН - ПТ 8:30 - 21:00

Сб 8:30 - 20:30; ВСКР 9:00 - 15:00

Колл-центр - ежедневно

Головные боли и головокружения

Главная страница » О клинике » Статьи » Статьи про неврологию » Головные боли и головокружения

В клинике «Россимед» ведет прием опытный врач-невролог. Мы используем современные методы диагностики и эффективные способы лечения сердечных заболеваний.

Рассмотрим частые причины недомогания, клинические признаки и методы диагностики паталогий, симптомом которых является головная боль.

Симптомы

В медицине головная боль носит название цефалгия. Кроме нее пациенты жалуются на темную пелену перед глазами (возникает внезапно, часто после смены положения тела, например, если лежать и быстро встать), потерю равновесия и обмороки. Также отмечается слабость, позывы к рвоте.

Возможные причины

Цефалгия может быть первичной. Ее вызывают внешние факторы, и в таком случае головная боль возникает сама по себе, без сопутствующих расстройств. Здесь основанием для формирования недомогания выступают:

• Слабость сосудов: при резких наклонах и поворотах возникают неприятные ощущения. Чаще наблюдается у подростков и пожилых людей;
  • Перегрузки нервной системы: в момент сильного эмоционального потрясения в кровь выбрасывается повышенное количество адреналина. Состояние опасно тем, что при постоянных стрессах даже в момент их отсутствия головная боль сохраняется;
  • Напряжение глаз: провоцирует работа за монитором, гаджеты, чтение при плохом освещении;
  • Дефицит углеводов: возникает из-за голодания (увлечение диетами);
  • Злоупотребление алкоголем;
  • Резкие запахи, например, от духов. Достаточно нескольких минут для раздражения нервных окончаний носа, после чего начинается цефалгия;
  • Курение: вредная привычка – частый триггер (провоцирующий фактор) мигрени. Чтобы избавиться от постоянных приступов, необходимо бросить курить;
  • Длительное сексуальное воздержание: отсутствие половых контактов нередко провоцирует сильную головную боль;
  • У женщин недомогание возникает перед месячными, во время беременности.

Вторичную цефалгию вызывает ряд патологий, некоторые из них весьма серьезные, угрожающие жизни. К наиболее часто встречающимся относятся:

- Опухоль мозга: онкология в равной степени поражает и мужчин, и женщин, и даже ребенка. Злокачественные новообразования долго могут не давать о себе знать (не все раковые патологии в черепе вызывают цефалгию), или человек может не обращать внимания «на сигналы». Однако, головные боли при злокачественных опухолях имеют достаточно специфический характер:

• Цефалгия возникает утром, в течение дня постепенно стихает. Болит там, где находится новообразование: затылок, лоб, левая или правая сторона черепа;
  • Анальгетики, спазмолитики не помогают;
  • Судороги;
  • Тахикардия;
  • Слабость, сонливость;
  • Тошнота.

- Сосудистые патологии: чаще остальных встречаются атеросклероз и инсульт. Второй возникает из-за полученной ранее травмы головы, скачками кровяного давления, инфекциями головного мозга, шейным остеохондрозом, избыточной массы тела, на фоне алкоголизма.

Инсульт сопровождается:

• Сильной цефалгией;
  • В зависимости от того, какое полушарие мозга больше пострадало, возникает ограниченная подвижность правой или левой стороны тела;
  • Если уровень артельного давления был нормальный, то инсульт повышает АД.
  • Тошнота;
  • Сбивается дыхание;
  • Страдает речь;
  • Человек пребывает в неком состоянии оглушенности.

Атеросклероз – это образование холестериновых бляшек на стенках артерий и вен. Из-за этого сужается сосудистый просвет, и сбивается естественное кровообращение. В клинике болезни отмечают: плохую координацию движений, нарушения речи, цефалгию и головокружения, расстройство памяти. У человека снижается интеллект, поскольку мозг испытывает дефицит полезных веществ, ведь кровоток изменен. Одним из частых осложнений атеросклероза является инсульт.

- Инфекционные поражения ЦНС: это различные воспаления оболочки головного мозга. Причина болезни – патогенные микроорганизмы (микробы) либо вирусы, проникшие внутрь. Не редко недуг является осложнением какой-либо ЛОР-патологии или других заболеваний ЦНС, когда человек не стал правильно лечить расстройство или же закончил терапию слишком рано. Ярким примером служит арахноидит – аутоиммунное воспаление паутинной оболочки мозга, вызывает развитие спаечного процесса и формирование новообразований (кист). Более, чем в половине случаев патологию вызывают вирусные инфекции, которые перенес человек. Это может быть грипп, ветряная оспа, корь и другие. Гнойные очаги, расположенные близко к мозгу, также провоцируют болезнь: синусит, отит, тонзиллит.

Симптоматика арахноидита начинает проявляться спустя несколько дней или даже недель, прошедших после воздействия негативного фактора. Причем, после черепно-мозговой травмы болезнь дает о себе знать спустя год или двух, прошедших с момента повреждения. Выражается патология повышенной утомляемостью, бессонницей, раздражительностью, человек становится несдержанным, у него кружится и болит голова, тошнота, повышенный уровень внутричерепного давления. Постепенно могут случаться приступы эпилепсии.

Записаться на прием к неврологу онлайн

К другим распространенным инфекционным патологиям относятся:

• Менингит: он поражает оболочки спинного и головного мозга. Человек страдает от общей интоксикации: жар, слабость, цефалгия, позывы к рвоте, свето- и звукобоязнь. Характерный признак – спазм в мышцах в районе затылка, когда больной лежа при подтягивании коленей к животу непроизвольно закидывает голову назад, позвоночник при этом неестественным образом изогнут.
  • Энцефалит: инфекция, которая поражает ткани мозга. Пациенты жалуются на общую интоксикацию, проблемы со сном, ухудшение зрения, повышение температуры тела, зрительные галлюцинации, кружится голова.

--Травмы головы: ушибы, сотрясения различной тяжести, сдавливание. Повреждения сопровождаются временной потерей памяти, сразу после удара человек может упасть в обморок, сильное головокружение, тошнота, шум в ушах, сбивается дыхание и сердцебиение. Пострадавший не в состоянии ходить, у него нарушена координация.

--Вегетативные патологии или вегето-сосудистая дистония (ВСД) не включена в Международную классификацию болезней и является комплексом симптомов. Выражается расстройство в дисфункции сердечно-сосудистой и нервной систем. Провоцирует – неправильная работа нейроэндокринной регуляции. Заболевание не несет опасности для жизни, однако симптомы способны выбить человека из привычного ритма. Основной признак - головные боли и головокружения, кроме этого возникает:

• Низкий или высокий уровень артериального давления;
  • Одышка;
  • Болеть может в левой половине грудной клетки.

Приступ провоцируют внешние (экзогенные) факторы: стрессы, гормональная перестройка (актуально для подростов в пубертатный период и женщин в климакс), интоксикация, повреждения в районе шеи, ЧМТ, курение, злоупотреблением спиртными напитками, вирусные и бактериальные инфекции, несбалансированное питание, дефицит витаминов и микроэлементов.

Среди причин эндокринного рода специалисты отмечают особенности организма, а именно:

• специфическая реакция на внешние раздражители (громкие звуки, мигающий свет, резкие запахи);
  • генетическая предрасположенность;
  • аллергия;
  • сбои в работе эндокринной системе;
  • депрессии;
  • нервные расстройства;
  • психические особенности человека (излишняя впечатлительность, мнительность, тревожность).

--Остеохондроз: местное изменение костей, вызванное дефицитом кальция в организме.

Головокружения и цефалгия возникают, когда страдает шейный отдел позвоночного столба, когда образуются остеофиты или костные наросты. Деформированные позвонки давят на кровеносные сосуды, ведущие к черепу, провоцируя недомогание. Одновременно страдают и нервные окончания, находящиеся внутри позвонков. Раньше остеохондроз считался болезнью пожилых людей, сегодня же из-за сильного влияния внешней среды (плохая экология, малоподвижный образ жизни, несбалансированный рацион) заболевание все чаще диагностируют у молодых. Среди причин патологии называют:

• переохлаждения (местные и общие, например, продуло на сквозняке);
  • повышенные физические нагрузки;
  • возраст;
  • повреждения шеи.

Цефалгия, которая является характерным симптомом, имеет разную выраженность в зависимости от степени поражения и формы заболевания. Боль начинается резко и усиливается при движении (наклонах и поворотах). Патология сопровождается головокружениями (днем и ночью), нарушением координации (человека может начать шатать), приступами рвоты, онемением кончиков пальцев, падением чувствительности в области шеи, шумом в ушах (иногда их словно закладывает), тошнотой и снижением памяти.

Записаться на прием к неврологу онлайн

Почему постоянно болит голова? Чем спровоцировано и с чем связано недомогание? Что делать, чтобы избавиться от неприятных ощущений? Ответить эти вопросы в состоянии только дипломированный специалист. Если постоянно мучают приступы цефалгии, беспричинная рвота и кружиться голова, то необходимо как можно быстрее обратиться за помощью к врачу.

После сбора анамнеза, включающего выяснения всех жалоб, режима питания, нагрузки пациента и его профессиональной деятельности, врач проводит неврологический осмотр. Для точного выявления причин недомогания требуется провести дифференцированную диагностику и сделать ряд процедур:

• МРТ и КТ головы и шеи;
  • Рентгенография черепа;
  • Ангиография;
  • Эхокардиография;
  • Дуплексное сканирование: отображает состояние сосудов, присутствие новообразований в них, проходимость, скорость кровотока.
  • Общие анализы мочи и крови – показывают наличие скрытого воспалительного процесса.

Дополнительным обследованием является осмотр офтальмолога на предмет выявления глазных патологий, поскольку расстройства в этой области также проявляются систематическими головными болями.

Для постановки правильного диагноза, обратитесь к врачу-неврологу. Своевременно начатое лечение позволит избежать серьезных осложнений.

Мануальный терапевт, невролог, иглорефлексотерапевт

• Консультации и манипуляции