ПН - ПТ 8:30 - 21:00

Сб 8:30 - 20:30; ВСКР 9:00 - 15:00

Колл-центр - ежедневно

Боли в животе

В клинике «Россимед» ведет прием опытный врач-гастроэнтеролог. Мы используем современные методы диагностики и эффективные способы лечения заболеваний желудка и двенадцатиперстной кишки. Запишитесь на прием к врачу или на процедуру ФГДС.

Дискомфорт и неприятные ощущения в абдоминальной области иногда могут беспокоить совершенно здоровых людей. Употребление некачественной пищи или неправильный режим питания способны спровоцировать боль в животе.

Часто отмечается тяжесть и боль во время беременности, это связано с тем, что растущий плод давит на кишечник и другие органы брюшной полости. У женщин и девочек подростков дискомфорт перед менструацией бывает связан с воспалительными процессами детородных органов, например, матки и придатков. Так, эндометриоз вызывает боль в нижней части живота.

У мужчин, занятых тяжелым физическим трудом или чрезмерными силовыми нагрузками, подобные симптомы являются следствием грыжи. При этом боль локализуется ниже пупка слева.

У взрослого человека живот может болеть несколько дней, тошнить и беспокоить газы, отрыжка, икота или изжога, понос или запоры. При возникновении таких симптомов необходимо обращение к врачу, для выяснения причин и постановки точного диагноза, поскольку высока вероятность развития серьезных осложнений. Например, так называемый острый живот, при котором пациент ощущает резкую сильную боль, может свидетельствовать об аппендиците. Любое промедление в такой ситуации чревато развитием перитонита.

Однако дискомфорт в абдоминальной области, тошнота и рвота не всегда связаны с патологиями желудочно-кишечного тракта. Инфаркт миокарда иногда сопровождается подобными симптомами. Вот почему в случаях резких сильных болей в животе необходимо вызывать срочную неотложную помощь.

Не следует заниматься самолечением, например, прием некоторых анальгетиков и снимающих спазм препаратов способен усугубить состояние пациента, страдающего от гастрита и язвы желудка. Когда нет мочи терпеть, не рекомендует пить обезболивающие таблетки. Это смажет симптоматику «острого живота», что осложнит диагностику. Лучше не оттягивать визит к гастроэнтерологу, а в тяжелом состоянии вызвать неотложку.

Симптомы и виды боли

Дискомфорт в абдоминальной области может проявляться по-разному. Иногда это ноющие постоянно беспокоящие боли, а порой они носят спазматический и схваткообразный характер.

Чтобы определить ту или иную патологию, необходимо обращать внимание не столько на интенсивность боли, сколько на место ее локализации.

Если разделить живот по вертикали и горизонтали, то образуется 4 условных квадрата. Дискомфорт, сосредоточенный в каждом из них, свидетельствует о различных заболеваниях.

Для левого и правого верхнего квадрата характерными являются – панкреатит, воспаление легких, пиелонефрит, сердечная недостаточность, гепатит, непроходимость кишечника, язва желудка и гастрит.

Нижняя правая зона может реагировать на заболевания половой системы и почек, колиты и грыжи.

При наличии новообразований, включая злокачественных, боль может быть сосредоточена в любом из условных квадратов.

Поэтому для диагностики той или иной патологии необходимо учитывать как место дислокации, так и сопутствующие признаки.

В каких случаях ещё нужно обращаться к гастроэнтерологу:

• Боль не дает возможности спокойно спать по ночам.

• Мучает постоянная тяжесть в животе и усиливается после еды.

• Человек испытывает частые позывы в туалет.

• В каловых массах обнаруживает следы крови или слизи.

• Мучают ночные боли.

• По утрам во рту присутствует неприятный горьковатый привкус.

• Иногда наблюдается изо рта запах тухлых яиц. Это может свидетельствовать об отравлении или выхода из пищеварительного тракта воздуха, насыщенного сероводородом. Причиной такой отрыжки является низкая кислотность желудочного сока, при которой еда длительное время не переваривается и гниет.

• Боль не проходит 6 часов, может «резать» кишечник целый день и даже несколько суток, усиливается при изменении положения тела.

• Присутствует постоянное чувство тошноты, возникают приступы рвоты, которая повторяется 3-4 раза подряд.

Кроме того, когда болит живот, причиной может стать психосоматика. Частые стрессы, длительное эмоциональное напряжение вызывают дискомфорт в различных отделах пищеварительного тракта. При язве желудка состояние пациентов ухудшается осенью и весной. Обострения наблюдаются и при психологических стрессах, при диагностике патологий органов не обнаруживается.

Записаться на прием к гастроэнтерологу онлайн

Причины и заболевания в зависимости от локализации боли

Чтобы избавиться от возможных провоцирующих факторов, нужно знать, с чем вызван дискомфорт в абдоминальной области.

• Болит под ложечкой, в самом верху по центру. Это свидетельствует о наличии язвы или гастрита. Причем в последнем случае может наблюдаться как повышенная, так и пониженная кислотность.

• Болит правое подреберье. Присутствуют проблемы с желчным пузырем или толстым кишечником.

• Болит правый бок на уровне талии. Это означает, что не в порядке печень. Симптоматика дополняется желтушностью кожи, тошнотой, горьким привкусом во рту.

• Болит левое подреберье, когда нарушаются функции селезенки. Приступы могут быть вызваны патологиями сердечно-сосудистой системы или легких.

• Болит самая середина живота. Возможно, это колит, непроходимость кишечника или грыжа.

• Болит прямо под пупком. Это значит, что проблема состоит в патологии сигмовидной или прямой кишки. Может свидетельствовать о развитии аппендицита, болезнях мочеполовой системы или мочевого пузыря.

• Болит самый низ живота – посередине, слева или справа. Часто это связано с патологиями органов женской репродуктивной функции, например, миомой матки, перекрутом яичника, эндометриозом.

Как видим для возникновения болей в области живота есть множество причин. Поэтому перед тем, как определить тактику терапии, необходимо тщательно обследовать пациента.

С этой целью врач проводит подробный опрос, в ходе которого интересуется характером боли, местом ее локализации, сопутствующими симптомами.

Далее, следует осмотр и пальпация абдоминальной области. При прощупывании врач оценивает напряженность брюшной стенки, размеры печени и других органов. Посредством перкуссии выявляет скопление газов в кишечнике и местом их концентрации.

Далее, назначаются лабораторные анализы крови. Наличие большого количества лейкоцитов говорит о воспалительном процессе. Низкий уровень гемоглобина свидетельствует о возможных внутренних кровотечениях.

Анализ мочи поможет определить камни в почках, наличии белка и сахара.

Исследование кала осуществляется для выявления паразитов и инфекций.

Аппаратная диагностика включает гастроскопию. Этот метод позволяет оценить состояние слизистых оболочек пищевода и желудка, выявить язву и гастрит.

Колоноскопия проводится для исследования прямой и толстой кишки.

Забор желудочного сока для определения степени кислотности осуществляется посредством зондирования или эндоскопии.

Для оценки состояния органов брюшной полости лучшим методом является УЗИ.

Иногда возникает необходимость в проведении КТ, МРТ и рентгена.

В любом случае, при боли в животе не занимайтесь самолечением и не ждите, что болевые ощущения пройдут сами собой. Запишитесь на приём к гастроэнтерологу.

Консультации

Услуги Стоимость
Прием (осмотр, консультация) врача-гастроэнтеролога первичный 1900 р.
Прием (осмотр, консультация) врача-гастроэнтеролога повторный 1500 р.